◊ ◊ ◊Продам дом, 12 соток, с. Лебяжье. Тел.: 8-950-985-80-35 ◊ ◊ ◊Продам участок, ул. Советская, 42-1. Срочно! Тел.: 8-953-856-73-73 ◊ ◊ ◊Продам участок в прекрасном месте. Тел.: 8-950-406-42-76 ◊ ◊ ◊Продам камень плитняк, желтый, красный. Самовывоз. Тел.: 8-913-175-66-60 ◊ ◊ ◊Закупаем мясо, можно живым весом. Тел.: 8-952-749-27-77, 8-962-844-88-80 ◊ ◊ ◊Куплю японский грузовик. Тел.: 8-902-925-41-71 ◊ ◊ ◊Куплю металлолом, холодильники, стиральные машины, телевизоры, аккумуляторы, цветные металлы; шкуры КРС, черемуху. Подъезжаем. Тел.: 8-950-418-48-22 ◊ ◊ ◊Сниму в аренду хороший дом на земле, в селе Краснотуранск. Тел.: 8-912-563-95-12

Иконка YouTube

Иконка facebook

Иконка майл

Иконка контакт

Иконка однаклассники

Иконка ок

Иконка вконтакте

ПОЖАРНЫЙ ОТВЕТ: КАКИЕ МЕРЫ ПРЕДЛОЖИЛИ СЕНАТОРЫ ПОСЛЕ ТРАГЕДИИ В КЕМЕРОВО

Материал добавлен: 17.05.2018 в 14:57

Kemerovo-10

Совет Федерации предложил правительству отреагировать на пожар в ТРК «Зимняя вишня» масштабной правкой законодательства. РБК разобрался, какие меры подготовили сенаторы, насколько они необходимы и будут ли реализованы

Ответ на пожар

В среду, 16 мая, глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев изложил предложения правительству и парламенту по результатам проверки обстоятельств пожара в кемеровском ТРК «Зимняя вишня». Рекомендации совместного заседания комитетов верхней палаты по обороне, по федеративному устройству и по экономической политике «О нормативно-правовом регулировании вопросов надзорной и контрольной деятельности в области пожарной безопасности на объектах с массовым​ пребыванием людей» есть в распоряжении РБК.​​

Сенаторы начали разрабатывать рекомендации по усилению противопожарной безопасности после пожара в ТРК «Зимняя вишня» 25 марта в Кемерово. При пожаре погибли 60 человек. По предварительным данным, возгорание произошло из-за короткого замыкания. После инцидента МЧС начало проверки соблюдения норм пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей и выявило более 220 тыс. нарушений.

Бондарев отметил, что рекомендации были разработаны при участии исполняющего обязанности министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаила Меня. Сенаторы на пленарном заседании единогласно поддержали рекомендации комитетов, они были направлены в правительство.

Источник РБК в верхней палате сказал, что рекомендации «с большой вероятностью» будут реализованы, так как именно эти инициативы «и есть ответ властей на трагедию» в Кемерово. «К их разработке привлекли самые серьезные комитеты, и предложения, разумные, взвешенные, призваны не допустить повтора трагедии», — сказал он. Также рекомендации призваны «навести страху» на региональные отделения пожарного надзора и недобросовестных бизнесменов, добавил источник. «В документе есть и запрет пожарному надзору кошмарить бизнес», — отметил собеседник РБК.

Рекомендации после «Зимней вишни»

В рекомендациях утверждается, что проверки обеспечения пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей показали несовершенство сложившейся системы контроля за пожарной безопасностью, которая «не в полной мере отвечает поставленным задачам». Одна из причин — снижение численности сотрудников Государственной противопожарной службы; кроме того, некоторые требования противопожарной защиты и антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей вступают в противоречие друг с другом, отмечают сенаторы.

Среди основных рекомендаций СФ правительству — ввести в законодательство понятие «объект с массовым пребыванием людей». Такие объекты предложено ввести в список объектов высокой степени риска. Палата также рекомендует решить вопрос о разработке федеральной целевой программы пожарной безопасности на период до 2025 года.

Действующая нормативная база и регламенты более чем требовательны в области противопожарной безопасности, но они настолько запутаны, что порой их просто невозможно выполнить, отметил в разговоре с РБК сопредседатель «Деловой России» Олег Назаров. «Если федеральная целевая программа будет учитывать эту проблему, а не пойдет по пути «ужесточить и запретить», то многие вопросы бизнеса просто снимутся», — заявил он РБК.

Кроме того, рекомендации также предлагают ввести обязательное страхование пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей. Оно должно предусматривать размер страховых выплат в случае причинения вреда здоровью и гибели людей, произошедших из-за нарушений противопожарных правил.

Эти рекомендации сенаторов копируют «европейский опыт», сказал РБК коммерческий директор научно-производственной компании «Пожхимзащита» Константин Калужин. «В Европе все объекты экономики страхуются, а у нас добровольное страхование», — пояснил он РБК. Эта инициатива уменьшит уровень коррупции при проверках пожарной безопасности, потому что страховые кампании будут во избежание финансовых убытков жестко контролировать соблюдение всех регламентов и норм, считает эксперт.

Начальник управления страхования ответственности «Ингосстраха» Дмитрий Шишкин считает, что подобное страхование должно быть не обязательным, когда государство определяет все аспекты страхования, а вмененным — когда законодательно закрепляется необходимость наличия страхования для разрешения вести определенный вид деятельности и определяются его основные параметры.

В документе также содержится предложение зафиксировать численность муниципальной пожарной службы из расчета один пожарный на 650 человек населения.

Эта проблема, по словам Калужина, — одна из главных в сфере пожарной безопасности. Численность пожарных за последние годы сокращалась из-за урезания финансирования, отмечает эксперт. «Если в составе пожарной бригады нет троих человек, то они уже не имеют права заходить в горящие здания, — объяснил он. — Могут только, как пожарные добровольцы, тушить, не заходя внутрь». Поэтому малочисленные пожарные бригады не могут тушить крупные пожары — на рынках и в торговых центрах.

Еще одна рекомендация палаты — разрешить органам государственного пожарного надзора проверять проектные решения строящихся и реконструируемых объектов с массовым пребыванием людей. Им нужно также позволить участвовать в работе комиссий по приему таких объектов в эксплуатацию

Эти полномочия у МЧС были до 2004 года, пояснил Калужин. Проблема при этом заключалась в том, что противопожарные требования к проектам зданий у строительного и пожарного надзоров различались. «Два ведомства уже много лет не могут согласовать эти требования, — рассказал он. — МЧС выкинули из согласования объектов, теперь Стройнадзор по-своему делает, и он упрощает эти моменты, а МЧС более принципиальное, потому что им потом тушить».

Предложение разрешить пожарному надзору проверять проектные решения строящихся зданий поддержал зампред думского комитета по безопасности Анатолий Выборный, который также занимается разработкой законопроекта на эту тему. Если норма будет введена, это усилит гарантии того, что объект соответствует требованиям противопожарной безопасности. «Сегодня Госпожнадзор подключается только на стадии принятия объекта, когда проверить, какое, например, качество бетона в фундаменте или прочность стен, гораздо сложнее», — пояснил депутат РБК.​

Закон от МЧС

МЧС уже разработало законопроект, который изменит правила проведения проверок торгово-развлекательных центров и других объектов с массовым пребыванием людей и вернет полномочия Госпожнадзору выдавать разрешения на строительство, рассказал РБК директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы, главный государственный инспектор России по пожарному надзору Ринат Еникеев.

По его словам, сейчас законопроект и связанное с ним постановление правительства проходят согласование в Генпрокуратуре, госорганах и общественных организациях. Законопроект значительно расширяет полномочия Госпожнадзора, отметил Еникеев.

МЧС предлагает проверять здания в целом, а не только эксплуатирующих их юридических лиц. Пожарным сложно эффективно проверять объекты зачастую из-за того, что названия юридических лиц, которые эксплуатируют здания, меняются, объясняет Еникеев. Сложности возникают еще и потому, что крупный бизнес, по словам Еникеева, «дробится на малые предприятия», чтобы перейти на упрощенные системы налогообложения.

Ужесточение законов

Для усиления противопожарного надзора сенаторы рекомендовали правительству внести поправки в несколько законов.

В федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» — чтобы упростить внесение изменений в требования к строительным конструкциям. В том же регламенте предлагается установить расчет величин пожарного риска «раздельно без учета и с учетом эффективности предусмотренных систем автоматической противопожарной защиты».

В федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля и муниципального контроля», по мнению сенаторов, надо отменить запрет на проведение плановых проверок предприятий малого бизнеса, осуществляющих свою деятельность на объектах, относящихся к категории высокого риска. Кроме того, они предложили снять ограничения на периодичность таких проверок.

Палата также предложила сделать более частыми плановые проверки на объектах с высокой категорией риска. К этой категории предлагается отнести здания дошкольных образовательных организаций, домов престарелых и инвалидов, больницы, спальные корпуса интернатов и детские организации, театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях.

При определении объектов с массовым скоплением людей могут возникнуть сложности, говорит Дмитрий Шишкин. Важно, по мнению эксперта, не перегрузить перечень таких объектов за счет включения в него, например, ларьков с хот-догами — это может помешать работе малого бизнеса.

Поправки, по мнению верхней палаты, также должны быть внесены в Уголовный кодекс, чтобы усилить меры наказания за нарушения требований пожарной безопасности, если это повлекло причинение вреда или гибель одного или нескольких человек. Рекомендуется также ужесточить наказание за уклонение от исполнения предписаний пожарного надзора, если эти действия повторялись в течение года. В Кодексе административных правонарушений рекомендуется усилить административную ответственность юрлиц за нарушение требований пожарной безопасности, приведшее к пожару и смерти или причинению вреда здоровью человека.

Уголовную ответственность за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности и повлекших смерть двух и более человек, обязательно нужно усиливать, считает Выборный. «Необходимо установить минимальный порог ответственности — два года лишения свободы. Сегодня этого порога нет. Это очень сильно отрезвит тех, кто решает сэкономить на безопасности людей», — подчеркнул он. «Люди погибли, налицо явное воровство, какая тут может быть условная мера наказания?» — пояснил Выборный.

Отчиталась Счетная палата

Объем выявленных нарушений в бюджетной системе в прошлом году вырос вдвое: в 2017 году государственный аудит выявил нарушений на 1,87 трлн руб. (в 2016 году этот показатель составлял 965,8 млрд руб.), говорится в ежегодном докладе Счетной палаты (поступил в РБК), который аудиторы подготовили накануне смены руководителя ведомства.

Для сравнения: расходы бюджетной системы (федеральный бюджет плюс бюджеты регионов и внебюджетных фондов) в 2017 году составили 32,4 трлн руб., по данным Казначейства. Таким образом, с нарушениями тратилась сумма, эквивалентная 5,8% всех государственных расходов. Растет и число самих нарушений — с 3,8 тыс. в 2016 году до 6,5 тыс.

На рост нарушений влияет как улучшение качества аудита, так и неопределенность в экономике, рассуждает директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. «Прошлый год был достаточно сложным из-за ожидания выборов, изменений в составе правительства, внешнеполитической неопределенности», — отметила она. В такие периоды краткосрочные интересы обычно выходят на первый план, у многих возрастает желание заработать за счет бюджетных средств, говорит Акиндинова.

Вместе с тем объем бюджетных средств «с признаками нецелевого или неэффективного использования» (за частью таких нарушений может стоять коррупция или воровство) составил около 40 млрд руб., или 2% от общего объема финансовых нарушений, следует из данных Счетной палаты.

Помочь снизить нарушения может назначение нового правительства, считает Акиндинова. На пост первого вице-премьера, который будет курировать финансово-экономические министерства, глава правительства Дмитрий Медведев уже предложил министра финансов Антона Силуанова (он сохранит свою должность и в министерстве). Татьяна Голикова, которая должна стать зампредом правительства по социальному блоку, ранее сама возглавляла Счетную палату. А новым главой аудиторского ведомства станет Алексей Кудрин, экс-глава Минфина и нынешний председатель совета Центра стратегических разработок. Определенность увеличивается, отмечает Акиндинова: можно надеяться, что с учетом таких назначений расходы будут более эффективными.

Размер «среднего» нарушения вырос на 15% за год, отмечает старший аналитик группы суверенных рейтингов АКРА Александр ​Шураков: в 2015 году он составлял чуть менее 150 млн руб., в 2016 году — 251,2 млн руб., в 2017-м — 289 млн руб. Количество выявленных нарушений в прошлом году увеличилось на 68% — во многом это и обеспечило двукратный рост их суммы. Такая динамика говорит о том, что улучшилась диагностика нарушений, считает Шураков.

Из 1,87 трлн руб. нарушений больше всего проблем было связано с ведением бухгалтерской отчетности (813,6 млрд руб.), следует из данных Счетной палаты. Именно ошибки и несоблюдение правил бухучета обеспечили более половины прироста общего объема нарушений, указывает Шураков. «В предыдущие годы доля нарушений правил бухучета и предоставления финотчетности в совокупном объеме нарушений была гораздо меньше, — говорит он. — Тут скорее дело не в том, что государственные органы и подведомственные им организации стали допускать много нарушений в своей финансовой отчетности, а в том, что Счетная палата интенсивнее работает в данном направлении».

На формирование и исполнение бюджетов пришлось нарушений на 599 млн руб., 118,4 млн руб. связано с госзакупками. В разбивке по отраслям большинство нарушений оказалось связано с космической промышленностью и оборонным сектором.

Контроль указов Путина

Счетная палата в своем докладе в очередной раз напоминает об одной из ключевых «проблем системного характера» — отсутствии комплексного анализа исполнения указов президента Владимира Путина 2012 года. По-прежнему нет оценки необходимых расходов на указы и эффективность использования этих средств, пишут аудиторы.

Теперь же Счетной палате придется следить и за выполнением нового майского указа Путина, расходы на который оцениваются в 25 трлн руб. (из них дополнительные траты составят 8 трлн руб.). Контролировать это будет Алексей Кудрин — предложения ЦСР, который готовил стратегию для Путина и настаивал на росте трат на образование и медицину, вошли и в майский указ.

Космос

Самые масштабные нарушения при расходовании бюджетных средств в 2017 году, по данным Счетной палаты, были связаны с космической отраслью: там установлен 151 факт нарушений на сумму 785,5 млрд руб.

При этом основная часть проблем с расходами в космической отрасли относится к деятельности ликвидационной комиссии Федерального космического агентства — по итогам проверки мероприятий по упразднению агентства и передаче его имущества в госкорпорацию «Роскосмос» были выявлены нарушения на общую сумму 627,4 млрд руб. Основные среди них — несвоевременное или неполное перечисление в бюджет доходов от использования госимущества, нарушение порядка и условий оплаты труда сотрудников, нарушение требований к ведению бухгалтерского учета и хранению документов. Установлены также нарушения, допущенные ликвидационной комиссией «Роскосмоса» при проведении инвентаризации имущества и активов.

Агентство было упразднено 1 января 2016 года, его правопреемником стала ГК «Роскосмос», а ликвидационная комиссия Федерального космического агентства работала до конца апреля 2018 года. Осенью прошлого года Счетная палата уже сообщала, что по материалам ее проверки органы прокуратуры выявили ряд нарушений в действиях ликвидационной комиссии.

Другим важным проверочным мероприятием с выявлением многочисленных нарушений стал анализ расходов при строительстве космодрома Восточный. Этот объект начали строить в 2012 году как первый национальный космодром гражданского назначения. Первый пуск с него ожидался в 2015 году, но был перенесен на весну 2016 года. Строительство объекта сопровождалось многочисленными скандалами и десятками уголовных дел.

По результатам всех проверок космической отрасли в 2017 году Счетная палата направила в Следственный комитет 120 материалов, еще два — в Генпрокуратуру и один — в МВД. Кроме того, прокуратура направила в следственные органы еще девять материалов собственных проверок по фактам неправомерного использования бюджетных средств, по которым было возбуждено восемь уголовных дел. Также Счетная палата направила заинтересованным структурам 11 информационных писем, в том числе два — президенту и одно — в правительство. Аудиторы подчеркивают, что большинство итоговых документов по проведенным контрольным мероприятиям в космической отрасли «имеют ограничительную пометку «для служебного пользования» и «совершенно секретно».

Как ранее стало известно РБК, нынешний директор «Роскосмоса» Игорь Комаров в ближайшее время уйдет со своей должности. Его место предложено занять уходящему с поста вице-премьера Дмитрию Рогозину.

Оборона

Нарушения при расходовании средств на национальную оборону, включая неэффективное использование федеральных и иных ресурсов, в 2017 году составили в общей сложности 544,5 млрд руб., утверждают в Счетной палате.

Среди претензий к Минобороны — нерегламентированное оказание помощи в военно-медицинских учреждениях «в отношении лиц, не относящихся к льготному контингенту, что создает предпосылки к возникновению коррупционных рисков». Кроме того, расходы ведомства по созданию, модернизации и обслуживанию десяти информационных систем и специальных программных изделий осуществлялись за счет средств, предусмотренных на реализацию госпрограммы вооружения на 2011–2020 годы, при отсутствии в ней таких работ и услуг. В отношении ряда объектов капитального строительства (их количество в отчете не называется) в Минобороны отсутствовали решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты госсобственности в виде нормативных правовых актов правительства и Минобороны. В отношении 229 объектов Минобороны, подлежащих строительству в 2016 году, не оформлена исходно-разрешительная документация; не организовано надлежащим образом ведение учета жилого фонда; выявлено завышение цен госконтрактов и военной продукции.

По результатам контрольных мероприятий в области обороны, безопасности и правоохранительной деятельности в различные ведомства направлены 34 представления и шесть предписаний Счетной палаты. В органы прокуратуры направлены шесть материалов, по итогам рассмотрения которых вынесено 36 прокурорских представлений, семь предостережений о недопустимости нарушения закона, а также возбуждены два дела об административных правонарушениях и одно уголовное.

РБК направил запрос в Счетную палату с просьбой подтвердить эту информацию.

Расходы военно-промышленного и космического секторов — это закрытые статьи, возможность проконтролировать исполнение которых у общества отсутствует, что само по себе провоцирует нарушения, объясняет заместитель гендиректора Transparency International Илья Шуманов. «Невозможно проверить, насколько обоснованно был включен тот или иной госконтракт в закрытую часть или почему те или иные торги прошли в закрытом режиме», — рассуждает собеседник РБК.

Однако вопрос неэффективности расходования средств не обязательно означает наличие состава уголовных преступлений, уточняет эксперт. Это может быть некорректное распределение бюджетных средств, технические нарушения, которые тоже влекут ответственность со стороны допустивших их, но не такую серьезную, говорит он. «Вопрос в том, хватает ли у правоохранительных органов компетенции отследить, выявить и подтвердить все эти нарушения», — рассуждает Шуманов.

Член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии полковник запаса Виктор Мураховский также обращает внимание, что выявленные нарушения зачастую являются формальными.

«Скорее всего, речь идет о неправильном или несвоевременном оформлении документов и некорректном проведении каких-то конкурсных процедур», — пояснил военный эксперт. По его мнению, при существующей системе ценообразования почти все средства можно считать неэффективно использованными. «У нас ценообразование основывается на методе возмещения затрат. Чем больше предприятие смогло добавить в расчетные материалы расходов и защитить это перед военной приемкой и ФАС, тем оно «больше молодец», — рассуждает Мураховский.

С учетом существующей системы спецсчетов в банках с казначейским сопровождением совершать хищения стало практически невозможно, считает полковник. В 2017 году перечень средств, не подлежащих казначейскому сопровождению, был закреплен законодательно. Ранее эти ограничения устанавливались правительством.

Масштаб поменьше

На фоне нарушений в оборонке и космосе проблемы в других секторах выглядят не настолько масштабными. Например, при аудите доходов федерального бюджета объем нарушений составил 8,5 млрд руб., а основными сложностями стали недостатки в части их прогнозирования. В промышленности найдены нарушения на 6,7 млрд руб., в топливно-энергетическом комплексе — на 13,8 млрд руб., в сельском хозяйстве — лишь на 202,5 млн руб.

Относительно высокий объем нарушений наблюдается в здравоохранении — 84,7 млрд руб. Это говорит о недостаточности нормативно-правового регулирования и снижении доступности медицинской помощи для населения, пишет Счетная палата. На 51 млрд руб. допущено нарушений в образовании, на 22,7 млрд руб. — в социальной политике, на 23,8 млрд руб. — в транспортной отрасли.




Рекомендуем посетить