◊ ◊ ◊День в истории 20 мая ◊ ◊ ◊325 г. — римский император Константин Великий созвал в Никее Вселенский собор, который осудил арианство как «безбожную ересь», сформулировал и провозгласил Никейский символ веры — краткое изложение основных догматов христианства, определил время празднования Пасхи: первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. ◊ ◊ ◊646 г. — Арабская армия под командованием Валида ибн Укбы совершила поход в Алупанию.* ◊ ◊ ◊1162 г. — Основание Цахура.* ◊ ◊ ◊1498 г. — Португальский мореплаватель Васко да Гама первым из европейцев прибыл в Индию, обогнув Африку ◊ ◊ ◊1506 г. — В нищете умер первооткрыватель Америки Христофор Колумб. ◊ ◊ ◊1570 г. — В Антверпене напечатан первый в мире географический атлас. ◊ ◊ ◊1584 г. — Войска крымского хана Мухаммед-Гирея вторглись в Дагестан и Ширван. ◊ ◊ ◊1724 г. — Указ Сената о поселении донских казаков по р. Самур. ◊ ◊ ◊1742 г. — Семён Челюскин на собачьих упряжках достиг северной оконечности Евразии — мыса, названного вскоре его именем (мыс Челюскина). ◊ ◊ ◊1755 г. — Умер Иоганн Георг Гмелин, немецкий путешественник, академик Петербургской Академии наук (р. 1709). ◊ ◊ ◊1787 г. — Основан город Екатеринослав (ныне Днепропетровск). ◊ ◊ ◊1799 г. — Родился Оноре де Бальзак (ум. 1850), французский писатель, классик мировой литературы. ◊ ◊ ◊1873 г. — Официальная дата дня рождения джинсов. ◊ ◊ ◊1875 г. — В Париже 17 государствами подписана Метрическая конвенция для обеспечения международного единства измерений и усовершенствования метрической системы мер ◊ ◊ ◊1882 г. — Заключение Тройственного союза между Германией, Австро-Венгрией и Италией. ◊ ◊ ◊1901 г. — В Санкт-Петербурге произошли столкновения рабочих военного Обуховского завода с полицией и войсками — одно из первых массовых политических выступлений русского пролетариата. ◊ ◊ ◊1901 г. — Родился Макс Эйве (ум. 1981), голландский шахматист, 5-й чемпион мира. ◊ ◊ ◊1902 г. — Провозглашена независимость Кубы. ◊ ◊ ◊1916 г. — Родился Алексей Маресьев — прославленный лётчик, прототип героя книги Б. Полевого «Повесть о Настоящем Человеке» (ум. 2001) ◊ ◊ ◊1919 г. — В Москве создано Государственное издательство РСФСР (Госиздат). ◊ ◊ ◊1925 г. — Родился Алексей Андреевич Туполев (ум. 2001), генеральный конструктор самолётов, доктор технических наук, профессор, академик РАН, Герой Социалистического Труда. ◊ ◊ ◊1927 г. — Британия признала независимость Саудовской Аравии. ◊ ◊ ◊1929 г. — Открытие V съезда Советов СССР, взявшего курс на коллективизацию сельского хозяйства. ◊ ◊ ◊1927 г. — Первый беспосадочный трансатлантический перелёт, совершенный американским лётчиком Чарлзом Линдбергом. ◊ ◊ ◊1932 г. — На собрании писательского актива СССР впервые введён термин «социалистический реализм» ◊ ◊ ◊1960 г. — Первый полёт спортивного реактивного самолёта Як-30. ◊ ◊ ◊1964 г. — Первый полёт сельскохозяйственного самолёта Ан-2М. ◊ ◊ ◊1965 г. — Открыт крупнейший в СССР аэропорт «Домодедово». ◊ ◊ ◊1977 г. — Первый полёт советского истребителя четвёртого поколения Су-27. ◊ ◊ ◊1991 г. — Принятие в СССР закона о порядке въезда и выезда советских граждан за рубеж. Снятие ограничений с загранпоездок ◊ ◊ ◊2009 г. — Умер Олег Янковский (р. 1944), выдающийся советский, российский актёр театра и кино, режиссёр, народный артист СССР (1991). ◊ ◊ ◊2014 г. — Умер Байрам Салимов, выдающийся лезгинский поэт, народный поэт Дагестана, автор более 20 поэтических сборников. Вместе с З. Ризвановым он в 50-е гг. участвовал в сборе, систематизации и издании лезгинского героического эпоса «Шарвили». ◊ ◊ ◊Источник: alpan365.ru

Иконка YouTube

Иконка facebook

Иконка контакт

Иконка однаклассники

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ…

Скан 7 июля А4

Уже совсем близко тот день, когда село Новая Сыда, гостеприимно распахнув двери, соберет на свой юбилей всех тех, для кого деревни Сыда, Унюк, Усть-Сыда, являются малой родиной.

У дерева есть корни, у человека — прошлое. Отсеки корни — засохнет дерево. Но я не отношусь к людям, которые забывают свое прошлое. Значительную часть своей жизни, 50‑е-60‑е годы, я провела в селев селе Усть-Сыда Краснотуранского района. Деревня располагалась в красивейшем месте посреди гор, полей и лесов, на крутом берегу реки Сыда, которая спокойно несла свои чистые воды до устья, где отдавала их батюшке-Енисею. Но весной Сыду было не узнать, она становилась буйной и непокорной, сбрасывая с себя ледяной панцирь, заливала луга и входила в Дурной лог. Этот лог делил деревню на две части: две улицы — слева, три улицы — справа. Преодолеть лог в это время можно было только вброд или по мостику, находящемуся на краю деревни.
История деревни Усть-Сыда достаточно полно изложена в книге В. А. Субботина «Абаканский острог — форпост на юге России». Из этого источника мы узнаем, что в конце XVIII — начале XIX века казакам, несущим службу на окрестных территориях Абаканского острога, разрешали потомственно пользоваться землей. Сначала возникали заимки — однодворные поселения с прилегающим земельным участком, затем на их месте образовывались деревни. Моя родная деревня возникла именно так. Казак Крапивин, несший службу в селении Сыда («сый» в переводе с хакасского — подарок), основал на правом берегу реки заимку Крапивинскую, давшую начало деревне Крапивино — будущей Усть-Сыде. В XIX веке численность жителей деревни значительно пополнилась за счет переселенцев из западной части страны. После революции она вошла в состав Сыдинского сельского совета. В период коллективизации в деревне было создано две артели: «12 лет октября» и «Артель имени Ворошилова». В 1935 году они объединились.
Вот что рассказала об Усть-Сыде Елена Григорьевна Нетепенко, проживавшая там с 1940 по 1976 годы: «Коллективное хозяйство, созданное в деревне, свое название «12 лет октября» сменило на «Енисей». В памяти сохранились имена трех председателей: Ивана Карловича Ерошевича, Афанасия Прохоровича Яковлева и Николая Романченко. Ежегодно избиралось правление колхоза, которое решало важнейшие вопросы текущей жизни (например, сколько трудодней начислять за тот или иной объем работы, сколько килограммов продукции выдавать на один трудодень колхозникам). Колхоз уже в середине 50‑х годов считался довольно крепким. В его хозяйстве было пять отар овец, три гурта коров, свиноферма, две пасеки, птичник, телятник, утятник. Под присмотром грамотного садовода Макара Павловича Щербакова процветал колхозный сад, где выращивали разные сорта ранеток. Неподалеку от сада располагался огород с капустой, морковью, репой и другими овощами. На полях вокруг деревни сеяли пшеницу, овес, кукурузу, гречиху, подсолнечник, «рыжик» и табак. Собирало хозяйство хорошие урожаи бахчевых культур: арбузов и дынь. На заработанные трудодни колхозникам выдавали все производимые в селе продукты: зерно, мед, рыжиковое масло, ранетки и прочее. Кроме этого, каждая семья колхозников имела свое подсобное хозяйство, которое облагалось налогами. Например, имеющие одну корову должны были сдать государству 200 литров молока в год.
В Усть-Сыде был свой маслозавод, а в 60‑е годы построили элеватор для сушки и хранения зерна. Для обеспечения колхозов техникой создавались машинно-тракторные станции. Но самой надежной техникой все-таки были лошади. В селе было две бригады, каждая имела конюшню, сани, телеги и все остальное оборудование. Колхозники много трудились, иначе было выжить нельзя. Молодые родители могли спокойно работать весь день, так как в деревне был детский сад-ясли под руководством Ксении Ольхиной. На страже здоровья сельчан с 1947 года по 1965 год стояла фельдшер-акушер Елизавета Федосеевна Пряхина, очень доброжелательная женщина и ответственный специалист.
Смотрителем моста через реку был Антон Соболевский. Мост в Усть-Сыде по тем временам считался очень большим. Он стоял на высоких лиственных сваях и соединял берега реки, позволяя населению многих деревень правобережья добираться до райцентра. Соболевский не только обеспечивал своевременный ремонт моста, но и проводил весной в верховьях реки взрывные работы, хотя перед сваями были установлены ледоколы.
После войны люди жили бедно, особенно ссыльные литовцы. Колхозники старались помогать им. Порой делились последним. Люди села жили дружно, вместе работали, вместе отдыхали. В селе был построен хороший клуб, люди занимались художественной самодеятельностью. Деревня славилась своими баянистами. Музыкантом-виртуозом был Николай Надежкин. Пьеса Фоссена «Карусель» в его исполнении не оставляла так быстро, что, казалось, его руки сливались с инструментом. Сельчане получали удовольствие от его игры. Очень нравился селянам дуэт баянистов Николая Надежкина и В. Сыркина. Все жительницы деревни имели прекрасные голоса и любили петь. Они были постоянными участниками смотров художественной самодеятельности. Самыми активными были сестры Рынг, сестры Сергиенко, Нина Авдеева, В. Розова.
Много теплых слов хочется сказать в адрес коллектива школы. Там нам давали знания, прививали трудовые навыки, учили быть духовно сильными и целеустремленными.
Деревня Усть-Сыда могла бы и дальше жить и развиваться, но, к сожалению, она находится на дне Красноярского водохранилища, продолжая жить в нашей памяти и оставаясь самой дорогой и близкой.

Людмила Николаевна Шагало




Рекомендуем посетить