◊ ◊ ◊Продам складское помещение площадью 3 000 кв.м. с участком 50 соток в Краснотуранске. Тел.: 8-950-406-42-76 ◊ ◊ ◊Сдам в аренду торговое помещение – 100м2. Тел.: 8-962-043-53-08 ◊ ◊ ◊Продам однокомнатную квартиру 600 тысяч рублей. Тел.: 8-902-551-74-05 ◊ ◊ ◊Продам двухкомнатную квартиру у/п. Тел.: 8-902-975-06-55 ◊ ◊ ◊Продам трехкомнатную благоустроенную квартиру на земле, ул. Устиновича, 10, квартира 2. Тел.: 8-952-749-95-05 ◊ ◊ ◊Продам дом 40 м3 750 тысяч рублей, трехкомнатную квартиру 950 тысяч рублей. Тел: 8-950-410-64-28 ◊ ◊ ◊Продам УАЗ "Карго", 2008г. (бортовой 2т.). Тел.: 8-913-539-23-44 ◊ ◊ ◊Продам ВАЗ 2115, 2008 года выпуска, возможен обмен. Тел.: 8-913-053-61-65 ◊ ◊ ◊Продам поросят. Тел.: 8-952-745-52-49 ◊ ◊ ◊Продам поросят 1,5 м. (белорусские + ландрас). Тел.: 8-902-910-27-97, 8-923-586-72-15 ◊ ◊ ◊Продам телегу, сани, сбрую. Тел.: 8-950-307-02-14 ◊ ◊ ◊Продам мясо кролика. Тел.: 8-952-745-48-21 ◊ ◊ ◊Куплю японский грузовик. Тел.: 8-902-925-41-71 ◊ ◊ ◊Куплю металлолом, холодильники, стиральные машины, телевизоры, аккумуляторы, цветные металлы; шкуры КРС, черемуху. Подъезжаем. Тел.: 8-950-418-48-22 ◊ ◊ ◊В связи с реорганизацией распродажа товара, скидки от 20 до 35% магазин «Калинка», ул. Юности, 32, в ◊ ◊ ◊Вывоз мусора, погрузка. Тел.: 8-908-010-75-46 ◊ ◊ ◊Вспашу фрезой – минитрактор; плугом «Белорус». Недорого, опыт. Тел.: 8-906-971-21-84, 8-952-746-36-84

Иконка YouTube

Иконка facebook

Иконка контакт

Иконка однаклассники

ПОЗАДИ 240 ЛЕТ…

Материал добавлен: 03.10.2019 в 16:15

Страницы истории деревни Листвягово

0_a3fe7_f373a37d_orig

1465974869_swalker

(Начало)

Деревня Листвягово (Лисвяговы, Лисвяговская, Лисвеговская, Лисвягова, Листвягова) возникла до 1780 года. Деревне уже 240 лет, стоит она на правом берегу реки Инза (Изъ, Минзея), правом притоке реки Тубы, которая является правым притоком Енисея.

Название свое получила от фамилии основателя, крестьянина Лисвегова, который до 1896 года переехал в деревню Бирскую, а может, житель деревни Бирской, имевший в этом месте заимку. Вероятнее всего, это был Лисвегов Иван. С 1796 года в деревне живут постоянно Девяшины, их тоже можно считать первыми поселенцами Листвягово. Соседние с Листвягово в середине 19 века – станица Бузунова (Туранская), Кавказское.

Самые ранние данные о деревне Листвягово найдены в ведомости «О составе приходов Тобольской губернии за 1781 год» (госархив Тюменской области, ф.156 «Духовная консистория»), составленной по исповедным ведомостям за 1780 год. В приходе Абаканском Вознесенской церкви значилась деревня Лисвягова с пятью дворами.

Другие ранние данные о деревне Листвягово найдены по четвертой ревизии 1794 года. В ведении минусинской земской избы состояло 14 душ мужского пола государственных крестьян из деревни Листвягово.

Данные о деревне Листвягово есть в деле «О сборе государственной подати» 1796 года (очерки Минусинского края, изданные в Томске в 1904 году): «Деревня Листвягова: население ревизских (т.е. мужских) душ: Багаевъ – 2 души, Понковъ – 2 души, Казанцевъ – 4 души, Бузунов – 3 души, Девяшинъ – 6 душ».

Исследования метрических книг Кавказской Троицкой церкви за 1832 – 1852 годы и данные «ревизской сказки» за 1850 год по деревне Лисвяговой показали, что в 1796 году в деревне жили Девяшин Гаврил с двумя сыновьями, Девяшин Яков с двумя сыновьями, Казанцев Андрей Иванович с братом и сыновьями и Багаев Леонтий Панфилович с сыном.

Для исследования данные на других жителей и основателя деревень Листвягово и Бирской за период  1794–1825 годов нужны метрические книги Абаканской Вознесенской церкви за эти годы. Все сохранившиеся метрические книги этой церкви находятся в Минусинском архиве.

(Продолжение)

Продолжаем исследовать архивные документы, в которых упоминается деревня Листвягово. Церковно-метрические книги являются кладезью сведений о людях. Сегодня мы листаем страницы «Вестника Енисейского церковно-историко-археологического общества».

Исследования «Метрических книг Кавказской Троицкой церкви» за 1832 – 1834 годы дали следующую информацию о селе и приходе (запись №1 от 26 января 1832 года): «Деревни Лисвяговой крестьянина Прокопия Трофимовича … законной его жены Марии Васильевны родилась дочь. Восприемники той же деревни крестьянин Ефим Иванович Девяшин».

Запись № 1 от 1 января 1832 года: «Деревни Лисвяговой поселенца Александра Васильевича З., законной его жены Татьяны Потаповны родился сын Иван. Восприемники той же деревни – крестьянка Степанида Павлушкина». Запись № 5 от 13 января 1832 года: «Деревни Лисвяговой крестьянина Дмитрия Гавриловича Девяшина, законной его жены Т. Анны Ивановны родился сын Алексей. Восприемники той же деревни – крестьянин Андрей Гаврилович Девяшин».

Запись № 11 от 4 июля 1832 года: «Деревни Лисвяговой крестьянина Емельяна Гавриловича Девяшина, законной его жены Анастасии Федоровны родилась дочь Марфа». Запись № 4 от 18 апреля 1832 года: «Вступивший в первый законный брак Абаканской волости деревни Лисвяговой крестьянин Ефим Иванович Девяшин, Курагинской волости деревни Курганчиковой крестьянская девица Екатерина Яковлевна М. Поручитель деревни Лисвяговой – крестьянин Дмитрий Гаврилович Девяшин». А вот данные за 1833 и 1834 годы на жителей д. Лисвягова из «Метрических книг Кавказской Троицкой церкви»: «1. Казанцев Андрей Иванович. 2. Казанцева Евдокия Тарасовна. 3. Солдатов Емельян Григорьевич. 4. Девяшин Дмитрий Гаврилович. 5. Девяшина Анна Ивановна. 6. Девяшин Емельян Гаврилович. 7. Соловьёв Петр Иванович. 8. Соловьёва Аграфена Васильевна. 9. Еремеев Наум Егорович. 10. Еремеева Агафья Ивановна. 11. Девяшин Иван Яковлевич».

По данным «Переписи населения Абаканской волости 1850 года июля 20 дня», в деревне Лисвяговой значатся: «семьи с главами семей: 1. Бугаев Леонтий Панфилович 76 л. 2. Казанцев Андрей Иванович 75 л. 3. Казанцев Семен Федорович 49 л. 4. Девяшин Иван Иванович 55 л. 5. Девяшин Иван Яковлевич 63 г. 6. Девяшин Емельян Гаврилович 54 г., его мать Мария Семеновна 74 г. 7. Девяшин Дмитрий Гаврилович 1800 г.р. 8. Девяшин Андрей Гаврилович 45 л. 9. Бахарев Яков Васильевич 65 л. 10. Бахарев Василий Васильевич 61 г. 11. Матвеев Алексей Николаевич 1804 г.р. 12. Чесноков Алексей Максимович 53 г. 13. Васильев Федор 71 г. 14. Сидоров Марк 76 л. 15. Матвеев Мирон 70 л. 16. Паномарев Макар 57 л. 17. Соловьев Петр Иванович 56 л. 18. Павлушкин Михаил Потапович 1814 г.р. 19. Кондратьев Матвей 73 г. 20. Имаев А. 81 г. 21. Дроздов Иван 78 л. 22. Зубков Кузьма 81 г. 23. Солдатов Емельян Григорьевич 61 г. 24. Шиба Григорий 51 г. 25. Мельников Андрей Петрович 24 г. 26. Холодков Сафон 34 г.».

А жители Лисвеговы в этот 1850 год значатся в д. Бирской («Ревизская сказка 1850 июля 20 дня»): Лисвегов Григорий Иванович (1765 – 1835), его дети: Андрей 1793 г.р., Захар 1800 г.р., их семьи. В отдельном списке «Ревизской сказки 1850 года ноября 5 дня Енисейской губернии Минусинского округа Абаканской волости д. Лисвяговой» значатся фамилии записанных по 8-й ревизии 1834 года; одиннадцать данных: 1. Непомнящий Анион Васильевич 40 л., выбыл в 1838 г. 2. Кондратьев Матвей 57 л., его жена Авдотья. Жили в деревне 1850 г. в возрасте 73 и 70 лет. 3. Оробеев Никифор 66 л., выбыл 4. Тимошенко Моисей 65 л., умер в 1836 г. 5. Тороненко Яков 52 г., выбыл. 6. Филков Иван 63 г., выбыл. 7. Имаев А. 65 л., жил в деревне в 1850 г. в возрасте 81 г. 8. Шеповалов Афанасий 67 л., выбыл. 9. Ковтеко Леонтий, 33 г., умер в 1837 г. 10. Соколовский Иван 69 л., умер в 1836 г. 11. Дроздов Иван, 62 г. Жили в деревне в 1850 г. в возрасте 78 лет. Одна фамилия по переписи 1827 года – Леонтьев Иван 1770 г.р., 57 лет. До 1850 г. переехал в с. Абаканское».

Данные о деревне найдены и в документе «Список населённых мест Енисейской губернии по сведениям 1859 года, Санкт-Петербург, 1864 год». А вот «Списки населенных мест за 1859 год Енисейской губернии Минусинского округа, участок №1», в них запись: «…на почтовом тракте от г. Минусинска к г. Ачинску по левую сторону этого тракта № 836 есть населённое место – деревня (казённая) Лисвяговская. Положение – при речке Изъ. В деревне есть часовня православная. Расстояние от окружного города Минусинска (вёрст) – 35. Число дворов – 39. Число жителей м.п. – 155, ж.п. – 151».

Исследования «Метрических книг Кавказской Троицкой церкви» за 1848, 1852, 1853, 1856, 1857, 1858, 1867 годы дали следующую информацию: в метриках за 1848-1856 годы в записях значится деревня Лисвягова, за 1857, 1858, 1867 годы пишется: деревни Листвяговой. Хотя в десятой ревизской сказке от 13 июня 1858 года пишется: д. ЛИСВЯГОВОЙ. Таким образом, записи в «МК Кавказской Троицкой церкви» за 1848, 1852, 1853, 1856 годы подтверждают данные по другим документам о том, что название деревни было ЛИСВЯГОВА, т.е. ее основали - крестьяне ЛИСВЕГОВЫ.

(Продолжение)

listvyagovo-698644

Продолжаем исследовать архивные документы, в которых упоминается деревня Листвягово. Церковно-метрические книги являются настоящей кладезью сведений о людях. Сегодня мы листаем страницы «Вестника Енисейского церковно-историко-археологического общества».

Из метрических книг Кавказской Троицкой церкви

Сначала о самой церкви. Точная дата строительства первой церкви в селе не установлена.

В ведомости о церкви сказано, что метрические книги ведутся с 1825 года. Священник Иван Евтюгин и строитель церкви крестьянин Семен Шелестов 15 августа 1826 года доносят в Красноярское духовное управление о готовности храма к освящению.

Церковь была деревянная, и 30 ноября 1852 года она сгорела. В 1861 году «на пожертвованные прихожанами и другим и добровольными дателями деньги» построена новая церковь: «зданием деревянная, на каменном фундаменте, с такой же в связи колокольнею. С наружной стороны обшита кругом тесом и обнесена деревянной оградою. Престол в ней один, во имя Св. Живоначальной Троицы. Земли при церкви отведено 55 десятин». В штате церкви были: священник и псаломщик.

К 1915 году для хранения церковного архива был выстроен каменный амбар. В церковной библиотеке насчитывалось на 1915 год 245 книг. При церкви была открыта церковно-приходская школа, в д. Листвяговой – одноклассная министерская, открыта в 1898-м. Церковно-приходское попечительство было открыто 23 октября 1893 года.

В приходе церкви были деревни Городчанская, Листвягово, Метихово. В селе Листвягово имелась часовня. К Кавказской церкви в начале ХХ века были приписаны: церковь в селе Городчанском во имя св. Архистратига Михаила, часовня в деревне Листвягово. На 1916 год в приходе были деревни: Листвягово, Ново-Ивановка, Ново-Александровка, Строганово. Помимо перечисленных деревень, в церкви совершали обряды жители других сел современного Минусинского, Курагинского и Краснотуранского районов. Церковь была закрыта и разобрана в 1943 году.

Из метрических записей церкви

 Запись № 1 от 7 января 1852 года – о бракосочетании: «Из Минусинского округа Абаканской волости деревни Лисвяговой крестьянин Михайло Ефимов Девяшин, православный, первым браком, 18 лет.

Того же округа волости деревни Сорокиной Мирона Матвеева дочь, девица Елизавета, православная, первым браком, 22 года». Запись № 32 от 22 октября 1852 года: «Родилась Параскева деревни Лисвяговой крестьянина Михайло Ефимова Девяшин и законной жены его Елизаветы Миронова, православные». Запись № 38 от 14 августа 1857 года: «Родилась София деревни Листвяговой крестьянина Лаврентия Ивановича Марьясова и законной жены его С.В., православные. В 1875 году в деревне Листвягово жило 44 оседлых хакаса (Марьясовы и Павлушкины) и 83 русских крестьянина».

Следующие данные о деревне Листвяговой были найдены в документе «Статистика Российской империи 19 века. Волости и населенные места 1893 года». Выпуски № 10 и № 11: «Енисейская губерния, Минусинский округ, Абаканская волость. Название населенного места – деревня Листвягова. Число дворов крестьянских – 51.Число дворов некрестьянских – 6. Итого – 57. Хозяйств – 79. Число наличных душ: мужчин – 201, женщин – 209, обоего пола – 410. В 1911 году на 1 января в деревне проживало 844 человека (муж. – 445, жен. – 398), 131 двор. Действовала одноклассная министерская школа, хлебозапасный магазин. Удобной земли – 7 814 десятин, неудобной – 5 734, всего - 13 548 десятин».

В архивах удалось найти данные на девять человек из села Листвягова, которые воевали на фронтах Первой мировой войны 1914-1918 годов:

1. Вашоков Дмитрий Николаевич.

2. Виников Дмитрий Николаевич.

3. Девяшин Александр Сергеевич.

4. Девяшин Василий Кузьмич.

5. Девяшин Логин Лукьянович.

6. Ванюков С. Николаевич.

7. Ванюков Дмитрий Николаевич.

8. Волченко Андрей Трофимович.

9. Соловьев Василий Михайлович.

(Продолжение)

Продолжаем исследовать архивные документы, в которых упоминается деревня Листвягово. Церковно-метрические книги являются настоящей кладезью сведений о людях. Сегодня мы листаем страницы «Вестника Енисейского церковно-историко-археологического общества».

Страницы истории деревни Листвягово в архивных материалах (Енисейская губерния, Минусинский уезд, Абаканская волость). Составлены по данным Всероссийской сельско-хозяйственной и городской переписи 1917 года и по другим исследованиям 1916-1919 годов.

А в записи № 1761 читаем: «Деревня Листвягова. В селе есть часовня, школа, общество потребителей. Число наличных хозяйств: старожильческих – 76, переселенческих – 95, посторонних – 5. Численность населения (взрослого): приписных мужчин – 533, трудоспособных – 241, женщин – 52, посторонних – 61, всего – 1 121 человек. Наличие скота в селении: лошадей – 814, рабочих – 691, жеребят до года – 78, крупнорогатого скота – 1 239, дойных коров – 446, телят до года – 232, овец и коз – 3 506, свиней и поросят – 279. Число хозяйств без пашни – 8, под посевами – 1 446,2 десятин, площадь выкашиваемых покосов – 1 223,9 десятин».

По данным переписи 1921 года: «Минусинский уезд, Абаканская волость, д. Листвягова.

Число дворов – 184. Население – 1 106 человека». По данным переписи 1926 года: «Минусинский округ, Абаканский район, д. Листвягово. В селе есть сельсовет, школа, лавка, общество потребителей.

Хозяйств – 253. Население 1 482 человека. Мужчин – 655. Женщин – 641. Обоего пола – 1296.

Репрессированные из села Листвягово: Брагин Яков Моисеевич, Вахеров Григорий Федорович 1907 г.р., Волченко(в) Андрей Трофимович 1881 г.р., Девяшин Алексей Алексеевич 40 лет, Дятлов Петр Романович 1907 г.р., Дятлов Роман Ильич 1868 г.р., Жаворонок (Жаворонков) Захар Лукич 64 лет, Марьясов Александр Федотович 1891 г.р., Марьясов Алексей Егорович, Марьясов Андриян Федотович 1874 г.р., Марьясов Егор Савельевич 1886 г.р., Марьясов Иван Никифорович, Марьясов Иван Савельевич 1888 г.р., Марьясов Илларион Никифорович 1876 г.р., Марьясов Карп Савельевич 1890 г.р., Марьясов Николай Викторович 1910 г.р., Марьясова Дарья Никифоровна 54 лет, Марьясова Парасковья 46 лет, Матвеев Степан Леонидович 1868 г.р., Матвеев Яков Семенович 41 года, Мориасов Андриан Федотович 1874 г.р., Олейников Алексей Леонтьевич 1904 г.р., Олейников Афанасий Леонтьевич 1897 г.р., Олейников Родион Павлович, Орлов Даниил Денисович 1884 г.р., Орлов Дмитрий Денисович 1895 г.р., Ошаров Иван Герасимович 63 лет., Рехлов Андрей Гаврилович, Сабля Роман Саввич 1889 г.р., Сабля Федот Саввич 1896 г.р., Тимченко Иван Афанасьевич 1906 г.р.,

Хабаров Сергей Наумович 1896 г.р., Шигораков Терентий Иванович 1890 г.р., Эриванов Иван Аверьянович 1896 г.р.

Погибшие в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, уроженцы села Листвягово: Соколов Василий Никитович 1909 г.р., Девяшин Семен Сергеевич 1903 г.р., Свинаренко Степан Тимофеевич 1925 г.р., Растороцкий Иван Григорьевич 1917 г.р., Гурков Иван Михайлович 1921 г.р., Козлов Иван Агеевич 1923 г.р., Балобан Сергей Герасимович 1922 г.р., Зарецкий Николай Михайлович 1907 г.р., Девяшин Иван Владимирович 1910 г.р., Девяшин Петр Егорович 1911 г.р.

В 1960-е годы в связи с укрупнением сел и переселением после затопления Красноярского водохранилища люди села Листвягова стали разъезжаться. На сегодняшний день данные по деревне Листвягово: удаленность от центра Восточного сельского поселения – 33 км, дворов зарегистрированных – 24, а общее количество более 40, население – около 40 человек.

P. S. Стиль о орфография документов сохранены

(Продолжение следует)

Александр КОВАЛЕВСКИЙ (АП)

ГДЕ НАШИ КОРНИ?

Из истории деревни Листвяговой

01

По материалам, предоставленным Катциным Евгением из Красноярска. Источник данных: государственный архив Красноярского края. Исповедные росписи прихожан ведомства Красноярского Духовного Правления за 1769-1780 годы.

Крестьяне

0_de639_4cf6cbb2_XXXL

В исповедной росписи священников Абаканского острога Вознесенской церкви Семена Евтюгина и Стефана Коновалова за 1797 год по деревне Листвяговой в разделе «Крестьяне и их домашние» записаны: Семья. Вдова Марфа Иванова Попкова, 40 лет. Дети ее Яков – 15, Козма – 11, Степанида – 13, Марья – 6. Подворник ее – крестьянин Яков Бузунов, 48 лет, жена ево – Агафья Прокопьева – 43 года. Дети их Никифор – 17, Данило – 8 лет. Вот семья Якова Васильевича Девяшина – 63 года. Жена ево – Матрена Козмина, 48 лет. Дети их: Иван – 28, Гаврило – 22, Григорей – 18, Иван – 8, Матрена – 15. Иванова жена Меланья Дмитриева 30 лет. Сын их Иван – 4 года. Гаврилова жена – Марья Семенова. 27 лет. Сын их Емельян – год. Яковлева теща – вдова крестьянка Степанида Лаврентьева Бузунова – 80 лет. Подворник их, крестьянин Василей Иванов Казанцов – 34 года. Жена ево Екатерина Антонова, 25 лет. Семья Ивана Спиридоновича Казанцова, вдовец, 56 лет. Дети ево: Андрей – 23, Федор – 21 год. Андреева жена Любовь Никифорова – 20 лет. Сын их Дмитрий – один год.

Посадские

371540_original

 По сведениям исповедной росписи священника Абаканского острога Вознесенской церкви Симеона Коновалова за 1770 год в разделе «Посадские и их домашние» записаны: Семья Афонасея Васильева Лисвягова 42 года. Жена ево – Евдокия Алексеева 41 год. Дети их: Катерина – 16, Евдокия – 15, Анна – 8, Параскева – 3 года. Мать ево Анна Тихонова 64 лет. Брат ево Иван Васильев, вдовец, 41 год. Дети ево: Илья – 17, Николай – 15, Григорей – 7, Алексей – 6, Анна – 11, Ирина – 9. Данных о местах проживания прихожан нет. По этим данным, Исповедным росписям и РС за 1850 год по д. Бирской Абаканской волости создано древо рода Лисвяговых.

О сибирских деревнях и селах

Вот так через ревизские сказки узнаем основателей наших сел и деревень. Кто в них жил, чем занимался? Не одни служилые люди и духовенство получали земельные участки и устраивали на них выселки и деревни.

Как правило в пашенные крестьяне вербовались люди семейные, относительно зажиточные и получавшие от казны подмогу на обзаведение. То же, конечно, справедливо и относительно посадских людей. Естественно, что эти люди могли завести хозяйство в довольно широких размерах и сгруппировать вокруг себя гулящих и других маломочных людей. Пашенные крестьяне и посадские люди так же, как и служилые, селились первоначально в городах, и описи 20-х годов XVII столетия застают еще известное количество крестьянских дворов в городах. Они первоначально получали земли также под городом. Но скоро этих земель оказывалось недостаточно, и им отводились земли в стороне, отъезжие поля. На этих отъезжих полях крестьяне и посадские устраивали дворы, в которых поселяли своих родственников, а иногда своих «крепостных людей» или же гулящих, в качестве половников и захребетников; иногда и сами с семействами переезжали из города на эти далекие поля. Так появлялись деревни посадских людей, пашенных крестьян, ямщиков. Таким образом, видимо, образовалось и село Абаканское. Сибирская деревня жила в условиях устойчивой гармонии отношений, сосуществования личных и общих интересов. При вынесении решений по конкретным вопросам сход руководствовался более традиционными правилами, «неписаными законами» дедов, нормами совести, морали. Общество сурово осуждало и наказывало тех, кто допускал правонарушения, ему разрешалось осуществлять определенные судебные функции. Это касалось разбирательств о мелких хищениях, потравах посевов, о разделе имущества, хулиганских выходках. При проведении расследования староста и понятые обращали особое внимание на доказательства: «Поличному нет отвода», — говорили в Сибири (поличное — свидетель, вещь и прочее). Родственники обвиняемого не могли выступать свидетелями.

В системе наказаний особое место занимали штрафы. Наказывали также «мирским начетом», заключением в «кутузку» («чижовку») на хлеб и воду, а в качестве крайней меры отлучали от «общества». В решениях конкретных дел находим «предрассудительные поступки»: предерзость в миру, непристойность, поношения, пьянство, буянство, распутное поведение, похабство, тяжбы, а также отрицательные характеристики — «недельный человек», «кляузник на суседа», «не уважает общество».

Современники отмечали, что преступления в сибирских селениях были крайне редки. Чаще встречаются различные «тяжбы», однако сход старался примирить крестьян. Было принято примирение «запить совместно вином».

Общественное мнение сурово осуждало тех, кто дебоширил в семье, слыл лентяем, неуважительно относился к старшим. Сход наказывал и за порубки леса, за нарушение противопожарных мер, за унижение достоинства личности и оскорбление сообщинника.

Особо осуждалось нарушение общепринятых правил ведения хозяйства, затягивание сроков сельскохозяйственных работ и прежде всего затягивание жатвы хлебов. Порицали тех, чьи поля зарастали сорняками, тех, кто нерадиво относился к скоту, к порядку и чистоте в доме. Таких общинников ждали и порицание, и насмешки, и едкое прозвище. Традиционно не «в чести» были высокомерие, заносчивость, сквернословие, грубость и несдержанность, неряшливость в одежде.

Красные–белые, белые–красные…

дмрождпнждас

плпсллслсл

На горе Унюк, что расположена неподалеку от Краснотуранска, возвышается огромный железный крест, установленный в память о трагических событиях гражданской войны на территории нашего района. Совсем недавно представители местного казачества установили новую плиту у его основания, так как прежняя, каменная, раскололась надвое прямо по надписи: «Последний рубеж воинов адмирала Колчака», словно и спустя долгие годы не примирило время земляков, волей судьбы восставших «брат на брата». По местной легенде в начале прошлого столетия на пологой части горы, во время боя сложили буйны головы защитники царского режима – казаки и строители нового мира – красноармейцы. Инициативная группа молодежи Краснотуранска и Беллыка (руководители Галина Красикова и Елена Фокина) провела исследовательскую работу по этой теме. А проведена она была в рамках проекта «Честь и мужество», который стал победителем конкурса на предоставление грантов президента Российской Федерации в номинации «Развитие гражданского общества». Вот краткая версия этой работы.

Тик – так, тик – так, тик – так… Стрелки часов вершат свою рутинную работу, отсчитывая секунды, минуты, часы, и время, не подвластное человеку, неумолимо движется вперед, предавая забвению события, эпохи, войны, людские судьбы. А есть ли смысл разбираться в событиях столетней давности? Имеем ли мы право выносить, подобно судьям, приговор виновным в развязывании той далекой гражданской войны? Наверное – нет, а вот помнить – должны. История не терпит невыученных уроков.

«Исчезнувшая Родина»

Красные–белые, белые–красные – эти два противоборствующих лагеря периода гражданской войны, у каждого из которых за спиной была «своя» Россия, свои идеалы, своя правда, в начале прошлого столетия оказались по разную сторону баррикад.

 Так уж исторически сложилось, что в Сибири понятие «белое движение» многие десятилетия связывается с именем всесторонне одаренного человека, яркой личности – Александра Васильевича Колчака. Видный политический деятель, вице-адмирал Российского императорского флота и адмирал Сибирской Флотилии, он был к тому же полярным исследователем, ученым океанографом, участником экспедиции 1900-1903 годов, участником Русско-японской и Первой мировой войн. Александр Васильевич за заслуги перед Отечеством был заслуженно награжден Императорским Русским географическим обществом Большой Константиновской медалью.

 В Краснотуранском историко-этнографическом музее одна из экспозиций носит название «Исчезнувшая Родина», в ее состав органично вписана печальная страничка нашей истории – гражданская война, которая представлена выставкой «По местам адмирала Колчака». Старый, проржавевший наган, найденный в свое время под горой Унюк, стреляные гильзы, собираемые подростками на протяжении многих лет на пологой части той же горы, ржавые пулеметные ленты из старых заросших окопов, алюминиевая ложка красного партизана, металлическая часть конской упряжи, боек от ружья, самодельная деревянная резная спичечница командира отряда ЧОН Сысоева, позеленевшие от времени пули, части от казачьей шашки, фото красноармейцев, казаков, документы из архива музея – это все, что сегодня напоминает посетителям музея о давних военных событиях на территории нашего района.

Свидетели

К сожалению, уже давно нет в живых свидетелей и участников событий начала прошлого столетия, которые могли бы поведать нам о том неспокойном времени.

И красные, и белые давно ушли в мир иной. И все-таки, некоторые факты из истории Краснотуранского района начала прошлого столетия сохранились и дошли до нас в материалах кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Александра Шекшеева, в рукописной книге нашего земляка краеведа Ивана Степанова, в рукописи Марии Андреевны Школиной «Летопись села Кортуз», в книге Альберта Сморгова «Там, где рождалось море», в казачьих легендах и преданиях, в фотоснимках из семейных архивов жителей нашего района. Именно в этих бесценных материалах запечатлены воспоминания очевидцев, и именно они помогли сотрудникам музея и инициативной группе исследователей воссоздать картину событий начала прошлого столетия.

На первом этапе рабочая группа для погружения в глубины истории родной земли тщательным образом изучила все имеющиеся архивные материалы музея. Участники инициативной группы не раз встречались с бывшим учителем и пионервожатой Кортузской школы, уроженкой села Сорокино – Марией Андреевной Школиной. Она лично знала участников гражданской войны, и «из первых уст» слышала их рассказы о боевых событиях начала прошлого века, происходивших на территории района. Конечно, необходимо учитывать, что опрос свидетелей и участников событий гражданской войны производился Марией Андреевной не полный, так как она записывала воспоминания лишь красных партизан и их родственников. Можно сказать, что это взгляд в прошлое с одной стороны баррикад. Из рукописи Марии Андреевны: «Наступили черные дни дикого разгула «Верховного правителя» – адмирала Колчака. Повсюду рыскали карательные отряды, которые бесчинствовали в сибирских деревнях. Особенно зверствовал карательный отряд подпоручика Волкова. В Усть-Караскыре повесили сельского писаря на собственных воротах, висел 3 дня под охраной. Расстреляли ни в чем не повинного Марка Демина. В деревне «Сыда» зарубили трех человек. В деревне «Малиновка» сожгли дом партизана Шестака, где в подвале, спрятавшись, сгорел его отец, а жену и мать партизана бандиты пригнали на расправу в село Кортуз. Из Абаканского (ныне Краснотуранск) в Кортуз прибыл начальник дружины Екименко. По его приказу было выпорото десять кортузцев, сочувствующих коммунистам и активистам. В том числе 25 плетей получил сельский писарь Пожидаев. Вскоре в Кортуз нагрянул карательный отряд…».

Для опровержения мнения некоторых историков, отрицающих боевые стычки между красными и белыми на территории Краснотуранского района, юным исследователям пришлось заглянуть в архивы и на страницы старых газет. Во второй половине прошлого столетия события гражданской войны, происходившие в нашем районе, освещал на страницах Краснотуранской газеты «Знамя Ильича» Иван Сергеевич Степанов, наш земляк, краевед. Он, опираясь на архивные факты, писал так: «После овладения селом Городчанским на берегу Тубы и взятия в плен 1500 белогвардейцев, множества оружия и запасов было намечено собрать в городе Минусинске «съезд рабочих, крестьян и бойцов нового повстанческого района. Но на съезд могли приехать только представители Затубинского района, уже освобожденного от белых, тогда как вся Абаканская волость еще находилась в руках врагов. Чтобы сделать съезд более полным, в конце сентября было решено немедленно, до открытия съезда, предпринять наступление на Абаканскую волость и, очистив ее, дать возможность абаканским делегатам прибыть на наш съезд. На следующий день Манский полк двинулся по берегу реки от села Городчанского к Абаканскому, гоня перед собой противника…».

За что боролись…

На одной из фотографий музейного фонда запечатлены бойцы ЧОН, комсомольцы части особого назначения, те, кто стоял по одну сторону баррикад – красные.

Справка: Из истории возникновения: «ЧАСТИ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ЧОН), регулярные вооруженные формирования. Создавались на основании постановления ЦК РКП(б) от 17 апреля 1919 при местных партийных комитетах большевиков. Состояли из коммунистов и сочувствовавших им членов профсоюзов в возрасте от 17 до 55 лет, а также из членов Российского коммунистического союза молодежи. Осуществляли военное обучение преданных советской власти граждан. Предназначались для охраны государственных объектов, поддержания революционного порядка и оказания помощи органам ВЧК-ГПУ-ОГПУ и войскам внутренней охраны (службы) в борьбе с контрреволюцией. С ноября 1919 до середины 1921 входили в систему всеобщего военного обучения, затем – в состав территориально-милиционных частей Красной армии…».

Сегодня мы вглядываемся в лица этих молодых, красивых людей, чьи взгляды и помыслы были устремленны в светлое будущее своей Родины. В первом ряду Ипатий Сысоев, уроженец села Листвягово, что располагалось неподалеку от села Абаканское, – их командир. Надпись на обороте старой пожелтевшей фотографии гласит «…село Абаканск 1920 год».

На первый взгляд, некоторым из молодых людей нет и 20 лет. Повезло ли им пожить в новом, социалистическом обществе, за которое они так самоотверженно боролись и сравнить его с обществом своей мечты или сложили они свои буйные головы за власть Советов? Кто теперь знает…

Чтобы понять, за что воевали красноармейцы и их противники, «белые», и каким было прошлое нашего района, еще раз обратимся к материалам Ивана Степанова: «4 апреля 1924 года, на основании приказа Енисейского губернского исполнительного комитета, был образован Абаканский район, с центром в селе Абаканске. Что же оно из себя тогда представляло?

Читаем документ за подписью участкового землеустроителя М.Н. Иванова. Он по указанию Минусинского уездного земельного управления тогда детально изучил состояние дел в Абаканском и написал большой протокол, из которого видно, каким было его экономическое и социально-культурное положение. Обратимся к документу. В нем сказано, что в Абаканском имелся кожевенный заводик, маленькие веревочные артели, колбасные мастерские и кустари, занимавшиеся пимокатными и овчинно-шубными делами. В Абаканском «насчитывалось 687 хозяйств с 2900 едоками, 1660 лошадей, 1140 коров, почти тысяча голов крупнорогатого скота, 3300 овец, более трех тысяч свиней, в личном пользовании – свыше 300 плугов, шесть сеялок, семнадцать жаток, 58 сенокосилок, почти 50 граблей, четырнадцать молотилок, 23 веялки и 41 кустарная сортировка.

И только 170 хозяйств не имело скота, 268 – посевов, 379 – увлекались неземельным заработком и 32 – торговлей. «Из всего этого видно, что основное занятие абаканцев – скотоводство и неземледельческие промыслы: извоз, ямщина, торговля и прочее», – резюмирует протокол.

Из этих архивных материалов становится ясно, что отстаивать защитникам старого режима села Абаканского было что. Безбедным было село Абаканское, добротные хозяйства, крепкие хозяева. И получается, что привычный уклад жизни «от начала века» защищали те, кто примкнул к отрядам Колчака. Соответственно, было за что воевать и новым «хозяевам».

В музейном архиве также хранится карта боевых действий красных партизан Краснотуранского район, ее наличие еще раз подтверждает, что и белые и красные отряды располагались на территории нашего района и в боевые стычки вступали. Несмотря на то, что карта представляет передвижение отрядов Красной Армии, по ней участники исследовательской работы смогли отследить и передвижение отрядов Колчака, которые более чем наполовину состояли из представителей казачества.

В процессе работы участниками инициативной группы был также создан слайд-фильм «По местам адмирала Колчака». Кадр за кадром фильм погружает зрителей в глубины истории, где все перепуталось-переплелось, где и белые, и красные одеты в одинаковые «фуфайки», подпоясаны одинаковыми ремнями, на головах их красуются очень похожие шапки -ушанки, и в глазах сияет блеск веры в будущее России, вот только разным оно им виделось. Фильм был показан разновозрастной категории населения на всех мероприятиях в музее, в школах района, в лагере «Олимп», в детском приюте. Презентация фильма в совокупности с демонстрацией материальных артефактов музея и фотографий вызвала горячий интерес как у взрослого населения, так и у молодежи района.

Об «императоре тайги»

В фонде Краснотуранского музея хранится фотография Якова Соловьева. Легенда ее утеряна. Однако, на первый взгляд личность Якова имеет некоторое сходство с личностью «императора тайги» Ивана Соловьева.

Кем Яков приходился Ивану Соловьеву, довольно известной в Хакасии личности, остается лишь догадываться. Отряд Ивана Николаевича Соловьева, енисейского казака и стихийного «антибольшевика», долгое время называли бандой, в которой в разное время было от 50 до 1000 человек, причем зимой отряд уменьшался – люди расходились по домам, а весной его ряды вновь росли, а его самого, соответственно, считали атаманом.

Несмотря на поднятую информацию и тщательные поиски того, кто пролил бы свет на историю этого фото, эта страничка истории так и осталась закрытой тайной для участников исследовательской работы. Может когда-нибудь она и откроется. Как знать!

Историю необходимо изучать, хранить, передавать потомкам. От тех, кто населял малую родину до нас, мы черпаем жизненные силы, обращаем свой взор назад, когда, вдруг, не находим выхода из создавшейся сложной ситуации сегодня и во многих других случаях. История нужна нам, чтобы делать правильные выводы и не повторять ошибок, для того, чтобы твердо знать, войны – великое зло, и нет такой цели, ради которой одно человеческое существо уничтожило бы другое. Возможно, дети наши доживут до того светлого момента, когда прекратит повторяться из века в век библейская история Каина и Авеля.

(АП)

(Продолжение)

Согласно итогам по предыдущей ревизии 1782 года по д. Ливяговой. В подушной оклад написаны были мещан мужчин – 6, женщин – 6. Согласно итогам по последней ревизии 1795 года по д. Лисвяговой. В подушной оклад написаны были мещан мужчин – 11, женщин – 13.

Имена мужеского и женского пола людей на 1795 год

1. Афанасий Киселев 68 лет, его жена Авдотия Алексеевна 68 лет,

их дочь Парасковия 32 г.

2. Иван Киселев 67 лет, вдов. Его дети Илья 42 г., Григорий 32 г., Анна 25 лет.

3. Василий Иванович Бахирев 48 лет, его жена Авдотия 36 лет, их дети Татьяна 17 л., Авдотия 15, Семен 12 л., Яков 9 л., Василий 5 л., Иван 4 г.

Источник данных: государственный архив Крас¬ноярского края.Исповедные росписи прихожан ведомства Красноярского Духовного Правления за 1825 год.

Служащие казаки и их домашние в деревне Лисвяговой

Иван Осипович Бузунов 67 л., его жена Анна Петровна 66 л., дети их Алексей 29 л., Иван 27 л., Прокоий 20 л., жена Алексея Параскева Степановна 35 л., дети их Федор 9 л., Евдокия 7 л., Марфа 4 г.

Ивана жена Евдокия Петровна 32 г., дети их Семен 7 л., Григорий 6 л., Семен 2 г., Елена 8 лет.

Крестьяне, их домашние

Андрей Иванович Казанцев 29 л, жена его Евдокия 29, дети их Афанасий 16, Осип 5, Никифор 3, Елена 12.

Иван Яковлевич Девяшин 49 л., жена Анна Егоровна 51 г., дети их Иван 32, Алексей 24, жена Ивана Евдокия Антоновна 38 л., Степан 6, Василий 4, Параскева 12.

Жена Алексея Александра Сергеевна 23 года.

Иван Яковлевич Девяшин (младший) 47 л., его жена Дарья Васильевна 45 л., дети их Ефим 10, Акилина 14, Ирина 9.

Вдова Мария Семеновна Девяшина 55 л., дети ее

1.Емельян Гаврилович Девяшин 29 л., его жена Настасья Федоровна 29 л., их дети Захар 6, Евдокия 8, Мавра 2.

2. Андрей Гаврилович Девяшин 22 г., жена его Харитина Алексеевна 24 г.

Ясашные в д. Гисвяговой.

Потап Никифорович Павлушкин 54 г., его жена Степанида Казмина 54 г.

Дети их Михайло 15 л., Татьяна 21 г., Агафья 8 л.

(Полная версия дополнений к истории д. Лисвяговой. Источник данных – Государственный архив Красноярского края)

Страницы истории

Современной молодежи незнакомо понятие «герой социалистического труда» так, как его знают люди старшего поколения. Сегодня мы представляем нашего земляка, добросовестным трудом заслужившего это звание – Герой Социалистического Труда.

С

Хало Семен Семенович – бригадир тракторной бригады Моисеевской МТС Краснотуранского района, Красноярского каря.

Родился в декабре 1916 года (по другим данным – в 1917 году) в селе Моисеевка, Минусинского уезда, Енисейской губернии (ныне Краснотуранского района, Красноярского края) в семье крестьянина. Трудовую деятельность начал в 1929 году, вступив в местный колхоз. После окончания курсов трактористов работал механизатором – зимой и весной на тракторе, а в страду садился за комбайн, и по итогам работы в 1935 году занял первое место в районе.

В 1938 году был призван в Красную Армию и после окончания службы в начале 1941 года вернулся домой, но, когда началась Великая Отечественная война, в составе тракторной колонны отправился на фронт. Участвуя в боях на Волховском фронте, был ранен и после излечения в 1942 году вернулся в родные места.

Семену Хало было поручено готовить трактористов на курсах при Моисеевской МТС (машинно-тракторной станции). Успев подготовить 46 механизаторов, из которых 42 были девушки, Хало вновь мобилизовался в действующую армию.

Участвовал в боях под Псковом, в Прибалтике и Восточной Пруссии, снова был тяжело ранен. После излечения в госпитале вернулся к мирному труду и возглавил тракторную бригаду при Моисеевской МТС. Она по результатам работы в 1947 году добилась урожая пшеницы в 20,58 центнеров с гектара на площади 611 гектаров.

В 1948 году за получение высоких урожаев пшеницы и ржи в 1947 году бригадир Хало Семен Семенович удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Семен Семенович работал бригадиром тракторной бригады до 1947 года, потом по состоянию здоровья был вынужден перейти на более легкую работу. Награжден орденом Ленина (7 января 1948 года) и медалями.

2131231

Петр Павлович Семенов родился в 1910 году в рабочем поселке Унюк Минусинского уезда, Енисейской губернии. Отец Семенова - Павел Николаевич - имел большую семью. Работал на купца Баландина. Нужда была постоянной спутницей семьи рабочего. После окончания сельской школы П.П. Семенов начал трудовую жизнь.

В 1931 году Петр Павлович вступил в члены Усть-Сыдинского колхоза «12 лет Октября», а в 1932-м его призвали в армию. После окончания службы он возвратился в Сибирь и поступил учиться в Минусинскую совпартшколу (советско-партийную школу).

В 1935 году он был направлен на работу в Абаканскую МТС (машинно-тракторную станцию) секретарем комитета комсомола. Здесь его избрали и председателем рабочкома (рабочего комитета), а вскоре, как способного руководителя, назначили заместителем директора МТС.

В 1939 году Петр Семенов был назначен директором Абаканской МТС.

В конце 1949 года его отправили на годичные курсы при сельской академии им. Тимирязева в Москву. В 1950-м наш земляк успешно закончил курсы. Одновременно с прохождением курсов П.П. Семенов учился в Коломенском сельхозтехникуме, по окончании которого получил специальность агронома.

Абаканская МТС и коллектив машинно-тракторной станции, под руководством Петра Павловича, ежегодно выполнял и перевыполнял производственные государственные задания. Для станции стало уже доброй традицией начинать полевые работы в полной готовности машинно-тракторного парка, досрочно справляться с выполнением плана тракторных работ. Абаканская МТС занимала одно из первых мест в крае.

За образцовое обслуживание колхозов машинно-тракторная станция и ее директор Петр Павлович Семенов несколько раз были премированы.

Его заслуги высоко оценены: Петру Павловичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот», он был награжден медалями «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».

В 1947 году Петр Семенов был избран депутатом Верховного Совета РСФСР. Доверие избирателей он оправдал с честью.

Фото Селезнев В

Мы продолжаем публикации о наших земляках – Героях Социалистического Труда. Сегодня вспомним Василия Степановича Селезнева – директора Моисеевской машинно-тракторной станции (МТС) Краснотуранского района, Красноярского края.

Василий Степанович родился в 1915 году в семье крестьянина, в деревне Новопокровка Омской области. После окончания в 1940 году Омского сельскохозяйственного института Селезнев по путевке Народного комиссариата земледелия прибыл в Красноярский край и получил назначение на должность старшего агронома Колмаковской МТС Минусинского района.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, но страшная трагедия не подорвала веру советского народа в свои силы, которые были мобилизованы на защиту Родины. Труженики тыла в Сибири продолжали выращивать хлеб и другие сельскохозяйственные культуры, так необходимые для фронта. Лучшие квалифицированные специалисты возглавляли государственные сельскохозяйственные предприятия и добивались поистине героических результатов в своей деятельности. Так, в 1943 году В.С. Селезнев был назначен директором Моисеевской МТС Краснотуранского района. В годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период он проявил большие организаторские способности, инициативу и творческий подход в решении многих вопросов при восстановлении народного хозяйства.

Благодаря четко налаженной работе МТС под руководством Василия Степановича, колхозы, которые обслуживались тракторной станцией, смогли в короткие сроки добиться значительного повышения урожайности зерновых культур и развития других отраслей сельскохозяйственного производства.

В 1947 году директор Моисеевской МТС В.С. Селезнев обеспечил получение в колхозах урожай пшеницы 25,9 центнеров с гектара на площади 618,4 гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 января 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы и ржи он был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1948 года В.С. Селезнев работал в аппарате краевого управления сельского хозяйства, с июля 1956 года – первым директором Красноярского научно-исследовательского института сельского хозяйства (НИИСХ), а с 1964 года – заведующим сельскохозяйственным отделом Красноярского крайкома партии.

Василий Степанович избирался депутатом местных Советов и Красноярского краевого Совета депутатов трудящихся.

Награжден орденом Ленина (07.01.1948), двумя орденами Трудового Красного Знамени (27.08.1971, 13.12.72), двумя орденами «Знак Почета» (31.03.1949, 22.03.1966), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (11.01.1957), а также четырьмя медалями ВДНХ СССР.





Рекомендуем посетить