ПЕТРОГЛИФЫ УНЮКА. Эхо Турана.
◊ ◊ ◊(211) Однокомнатную благоустроенную квартиру, 40,2 кв/м, ул. Центральная. Тел.: 8-962-080-49-93, 8-961-739-12-18 ◊ ◊ ◊(83) Трехкомнатную квартиру с\п. Тел.: 8-983-207-51-52 ◊ ◊ ◊(264) Квартиру: Красноярск, ипотека, помощь. Тел.: 8-950-401-01-95 ◊ ◊ ◊(41) Продам или обменяю дом с. Лебяжье, вода, септик. Тел.: 8-950-307-45-29 ◊ ◊ ◊(263) Магазин в Галактионово или поменяю на машину ВАЗ-2104, Ниву. Тел.: 8-913-531-85-09 ◊ ◊ ◊(262) Квартиру на земле в Саянске или поменяю машину ВАЗ-2104, Ниву. Тел.: 8-913-531-85-09 ◊ ◊ ◊(248) Дом на земле, 500 000 рублей. Тел.: 8-908-021-93-95 ◊ ◊ ◊(249) Дом. Тел.: 8-923-340-37-87 ◊ ◊ ◊(251) Дом с. Ново-Березовка Идринского района. Тел.: 8-913-564-02-75 ◊ ◊ ◊◊ ◊ ◊(226) Срочно дом с печкой по ул. Юности, 20, две комнаты и кухня, 400 000 рублей. Тел.: 8-923-590-89-98 ◊ ◊ ◊(181) Ухоженный теплый дом, с. Саянск. Тел.: 8-961-746-18-72 ◊ ◊ ◊(54) Дом, с. Лебяжье. Тел.: 8-953-856-03-82 ◊ ◊ ◊(259) Участок 16 соток в центре Краснотуранска под ИЖС. Тел.: 8-909-525-35-34 ◊ ◊ ◊(752) Гараж с документами по ул. Ленина у пятиэтажки. Тел.: 8-908-219-30-91 ◊ ◊ ◊(167) КУНы, грабли, косилки. Доставка. Тел. 8-923-326-13-13, 8-913-046-29-13 ◊ ◊ ◊(256) А-резину «Кама-217», 175\65\14, б\у и новую, велосипед подростковый. Тел.: 8-950-306-38-02 ◊ ◊ ◊(243) Мини-диван новый 8 000 рублей, диван с креслами 2 500 рублей торг, ковры разные (по договоренности). Тел.: 8-923-278-86-18 ◊ ◊ ◊(222) Ворота, заборы. Тел.: 8-983-272-05-20 ◊ ◊ ◊(157) Теплицы, поликарбонат в Краснотуранске. Тел.: 8-952-746-36-84 ◊ ◊ ◊(257) Коров дойных с. Салба, переулок Малиновский, дом 3. Тел.: 8-983-278-97-70 ◊ ◊ ◊(258) Поросят, два месяца. Тел.: 8-902-012-55-68 ◊ ◊ ◊(244) Утят, индюшат, бройлеров, с. Лебяжье. Тел.: 8-923-327-30-80 ◊ ◊ ◊(232) Бройлеры фабричные 4-недельные. Заявки. Доставка. Тел.: 8-950-965-52-29, 8-950-966-04-04 ◊ ◊ ◊(158) Цыплят бройлеров, цыплят яичных пород, утят: реализует представитель Новосибирской инкубационной станции «Элитное», с. Идринское, ул. Советская, 55. Тел.: 8-902-010-58-77, 8-961-094-23-70 ◊ ◊ ◊(247) Рассада капусты: десяток – 70 рублей. Тел.: 8-950-960-47-75 ◊ ◊ ◊(255) Картофель. Тел.: 8-963-185-15-77 ◊ ◊ ◊(268) Дробленку, доставка по району. Тел.: 8-913-556-36-28 ◊ ◊ ◊(192) Перегной с доставкой. Тел.: 8-950-304-77-71 ◊ ◊ ◊(240) Уголь балахтинский. Песок, гравий, ПГС. Тел.: 8-902-012-56-03, 8-913-556-36-28 ◊ ◊ ◊(260) Дрова-плашки сухие, дрова березовые колотые. Тел.: 8-913-556-36-28, 8-923-365-27-46 ◊ ◊ ◊(250) Дрова березовые колотые, плашку сосновую. Доставка по району. Тел.: 8-913-041-75-41 ◊ ◊ ◊(245) Дрова любые. Тел.: 8-963-254-89-69 ◊ ◊ ◊(241) Дрова березовые колотые, сухие. Дрова-плашку сухую. Тел.: 8-902-012-56-03, 8-913-556-36-28 ◊ ◊ ◊(134) Дрова березовые, плашки, пиломатериал, строительные блоки (20*30*60), гравий, песок. Тел.: 8-902-926-54-51, 21-2-34. ◊ ◊ ◊(221) Арболит – 3 864 руб/куб. Бетонный блок 20х20х40 – 40 руб., 20х10х40 – 24 руб. Тел.: 8-963-954-61-00 ◊ ◊ ◊(220) Шпала, доставка. Тел.: 8-902-967-39-34 ◊ ◊ ◊(95) Пиломатериал в ассортименте. Тел.: 8-983-206-05-35, 8-950-419-99-67 ◊ ◊ ◊(223) Доску заборную. Тел.: 8-983-272-05-20 ◊ ◊ ◊(190) Гравий – 700 р., щебень – 600 р., отсев – 600 р., песок – 300 р. Доставка по Краснотуранску бесплатно. Тел.: 8-902-467-35-88, 8-902-012-93-33 ◊ ◊ ◊(1373) СПСК «Медведь» закупает у населения мясо, любое, дорого. Расчет сразу, есть кольщик. Тел.: 8-950-307-70-30. Евгений. ◊ ◊ ◊(868) Мясо, любое, дорого. Шкуры КРС. Тел.: 8-950-304-77-71 ◊ ◊ ◊(233) Закупаю мясо. Тел.: 8-950-965-98-82, 8-913-571-49-43, 8-923-295-87-99 ◊ ◊ ◊(242) Купим, вывезем металлолом дорого. Холодильники, стиральные машины, кузова а\м «Москвич», «Волга». Выезжаем по адресу. Тел.: 8-983-153-49-80 ◊ ◊ ◊(246) Любой черный и цветной лом. Дорого. Тел.: 8-963-254-89-69 ◊ ◊ ◊(174) Купим, вывезем лом черных, цветных металлов. Справки утилизации автомобилей. Тел.: 8-950-961-36-32 ◊ ◊ ◊(265) Услуга по оформлению договора купли-продажи. Тел.: 8-950-401-01-95 ◊ ◊ ◊(1291) Швея на дому. Ремонт и пошив одежды, постельного белья, замена молний, подшив штор по вашим размерам, подшив брюк и других изделий, изменение длины изделий. Вязаные (на заказ) игрушки, шарфы, шапки, перчатки. Быстро, качественно, недорого. Тел.: 8-950-416-04-88. Елена ◊ ◊ ◊(80) Строительство и ремонт, недорого. Тел.: 8-923-335-20-80 ◊ ◊ ◊(254) Грузоперевозки, вывоз мусора. Тел.: 8-962-072-20-04 ◊ ◊ ◊(253) Вспашу огород фрезой. Тел.: 8-962-072-20-04 ◊ ◊ ◊(230) Вспашу огороды, дачу мотоблоком. Тел.: 8-952-745-52-49 ◊ ◊ ◊(189) Вспашу фрезой, плугом. Тел.: 8-906-971-21-84, 8-952-746-36-84 ◊ ◊ ◊(213) Вспашу участок фрезой. Качественно. Тел.: 8-950-307-04-19 ◊ ◊ ◊(199) Отдам в хорошие руки породистую кошечку. Тел.: 8-950-437-59-62 ◊ ◊ ◊(198) Отдам дворовую собачку маленькой породы. Тел.: 8-950-436-02-89

Иконка YouTube

Иконка facebook

Иконка контакт

Иконка однаклассники

ПЕТРОГЛИФЫ УНЮКА

Материал добавлен: 16.09.2019 в 16:31

Об археологических памятниках эпохи бронзы

6703611

Редакция продолжает публикацию материалов, посвященных археологическим находкам на территории нашего района. Совсем недавно в Краснотуранский историко-этнографический музей пришло письмо от  археолога Сергея Григорьевича Скобелева, заведующего лабораторией гуманитарных исследований Новосибирского государственного университета.

«Уважаемая дирекция музея! Извещаю вас, что нами подготовлена статья в научный журнал, посвященная петроглифам на горе Унюк. Она принята к печати в журнал «Археология, этнография и антропология Евразии». Этот журнал – первый в числе изданий археологического профиля в России. Статья ожидается к выходу в начале 2020 года. Пересылаю вам текст и рисунки этой статьи для оперативного использования в научно-популяризаторской работе. Особая благодарность сотруднику историко-этнографического музея Владиславу Макиенко (работнику газеты «Эхо Турана» – Ред.) за информацию о местонахождении петроглифов на горе Унюк». Редакция публикует статью, которая посвящена новому памятнику наскального искусства Южной Сибири, изученному на горе Унюк в Минусинской котловине. Исследовательский материал публикуется в сокращенном виде, но мы надеется, что он будет интересен нашим читателям. Получается, что история совсем рядом с нами.

Кладезь артефактов

По стилистическим признакам основные петроглифы этого комплекса можно датировать эпохой поздней бронзы, т. е. концом II – началом I тысячелетия до н.э. Наибольший интерес среди них представляют редкие для наскального искусства региона изображения волов (быков) с закрепленным в носу поводом.

Минусинская котловина является одним из особых регионов распространения наскального искусства в Азии. Большинство крупных памятников расположено здесь на скальных выходах песчаника по берегам р. Енисей и ее притоков. Первые сведения о них были получены еще в XVII в., а целенаправленное изучение проводилось в XIX–XX вв. Однако, несмотря на длительную историю исследований, возможности для открытия новых небольших памятников, дополняющих имеющиеся материалы по культуре населения региона, по-прежнему остаются. К числу таких новых местонахождений относятся петроглифы горы Унюк на правом берегу р. Енисей чуть выше устья р. Сыда. В рамках современного административного деления – это территория Краснотуранского района Красноярского края. Осмотр и изучение петроглифов были проведены авторами летом 2016 и весной 2017 гг.

Неолит и средневековье

Гора Унюк занимает доминирующее положение в ландшафте правого берега р. Енисей к югу от устья р. Сыда.

Здесь известно большое количество археологических памятников разного типа и времени. Среди них – многослойное поселение на берегу р. Енисей с яркими материалами эпохи неолита и таштыкской культуры, курганы тагарской культуры и средневековые, крепость с валами и рвами на самой горе. В целом, данная местность в разное время была довольно плотно населена.

Гора имеет несколько логов и с восточной стороны частично покрыта сосновым бором. Западный и южной склоны сформированы скальными выходами, круто обрывающимися в воды Енисея (сегодня – Красноярское водохранилище). Расстояние от верхнего края скалистого обрыва до уреза воды составляет около 100–120 м. Эти скалы лишь частично просматриваются с соседних участков вершины горы. Внешне выглядят труднодоступными, сильно разрушенными и малопригодными для нанесения петроглифов, но именно здесь на верхнем ярусе скал находится изученный нами качественно выполненный в древности изобразительный комплекс. С памятника открывается хороший обзор на долину Енисея. Наиболее удобный подход к рисунками возможен с северо-западной стороны, из внутреннего лога горы, где могли находиться и поселения, недоступные для наблюдения с Енисея и Сыды, защищенные от преобладающих здесь западных ветров.

Кого изображали?

Петроглифы расположены на коротком участке верхнего яруса скальных обнажений, на четырех плоскостях над обрывом.

На самой западной точке памятника грубой выбивкой изображена фигура быка (?) головой вправо (19  9 см). У него четыре ноги, на голове два уха или коротких и схематично показанных рога. Возможно, позднее на спину быка была добавлена фигура всадника – одна его рука направлена вперед, другая назад и, вероятно, держит кнут; нога всадника свисает ниже живота животного. Третье изображение – фигура человека (13,5  4,8 см) и ведомый им за повод вол (бык) (25,6  12,5 см). Расположены справа от оленя 3.1. Обе фигуры показаны движущимися влево. Туловище человека развернуто анфас с двумя опущенными вниз руками по бокам, ноги изображены в профиль, носками ступней влево; показан большой головной убор с дугообразно выгнутым верхним краем; одной рукой человек держит повод, соединенный с носом быка. Наиболее близкие варианты для части рисунков представлены на расположенном неподалеку памятнике Бычиха (правый берег р. Сыда) и на горе Тепсей. В связи с этим датировка изображений на г. Унюк может быть определена эпохой поздней бронзы. Стоит отметить, что образ быка нечасто встречается среди петроглифов данного времени, а фигуры, сохраняющие некоторые признаки реализма в изображении туловища, еще реже. В эпоху поздней бронзы в наскальном искусстве Минусинской котловины существовало несколько традиций изображения животных, в том числе быков, что отражало сложившуюся этнокультурную ситуацию.

Все быки, видимо, являются комолыми. Это явный признак домашнего животного. Об этом же свидетельствует повод, который отходит от носа двух быков. Нет сомнений, что так изображен повод для управления, один конец которого закреплен в носовой перегородке, а другой находится в руке человека или показан привязанным к столбу. В традициях различных скотоводческих народов рабочий скот, которым управляли таким способом, было принято кастрировать для снижения агрессивности. Это не противоречит тому, что в нескольких случаях у изображений имелись отдельные половые признаки самцов. Таких животных могли использовать для запряжки в повозку, волокушу, для перевозки вьюков и др.

В подражание «окуневцам»

Изображение повода в носу вола характерно для искусства окуневской культуры, однако всегда сочетается с рисунком вставленной в нос деревянной петли, а конец повода пропущен между рогов животного или обвязан вокруг них [Миклашевич, 2003–2004, с. 20; Есин, 2018а].

Кроме того, в окуневском искусстве не известны композиции, где бы конец повода был в руке человека. Но схожая композиция, объединяющая человека с поводом в руке и быка, представлена четырьмя рисунками на горе Тепсей. Ранее считалось, что один из них изображал быка эпохи бронзы, который на позднем этапе тагарской культуры был дополнен двумя фигурами человека по краям. Однако эпохой железа может быть датирована лишь фигура человека позади быка, тогда как сам бык и держащая его на поводу фигура выбиты в конце эпохи бронзы. Стилистически они весьма близки рисункам с горы Унюк. Там же, на Тепсее, аналогичная композиция представлена еще двумя стилистическими вариантами, которые могут быть датированы концом II – началом I тыс. до н.э.

«Передвижение пешего человека с быком»

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что основные петроглифы небольшого памятника наскального искусства на горе Унюк появились в одну историческую эпоху – в период поздней бронзы. Они могут быть датированы концом II – началом I тысячелетия до н.э. При этом, рисунки не одновременны и свидетельствуют о неоднократном посещении людьми этого места.

Обращает на себя внимание определенное своеобразие изображений на горе Унюк с точки зрения набора образов, стиля и композиций на фоне многих других памятников наскального искусства региона той же эпохи. Наиболее важным образом для создателей памятника являлся домашний бык.

В одном случае он привязан к столбу особой формы, вероятно, использовавшемуся не только в обыденных хозяйственных, но и в ритуальных целях. Это позволяет интерпретировать такую сцену как связанную с жертвоприношением животного. Трижды повторена композиция из фигуры человека и быка, очевидно, отражающая очень важную тему в жизни людей. Кто эти люди и куда они идут со своими животными из самих композиций не ясно, но взгляд одного из следующих с быком мужчин обращен к небу.

Данную «транспортную» тему можно сопоставить с образом другого транспортного средства эпохи поздней бронзы – колесницей. По одной из гипотез, изображения колесниц этого времени в Саяно-Алтае были связаны с погребальными обрядами и представлениями о переходе умершего в иной мир. Не исключено, что люди с быками на горе Унюк тоже изображают умерших, отправившихся в иной мир, но использующих другой вид транспорта. До широкого освоения езды верхом на лошади, которое произошло в эпоху раннего железа, это был удобный и распространенный способ передвижения в горной и лесистой местности, мало подходящей для колесных повозок. В Западной Туве он сохранялся вплоть до начала XX века, а в некоторых высокогорных регионах Азии (Тибет, Памир и др.) распространен и поныне, но с использованием яков и их гибридов.

Благополучный переход умершего в иной мир был очень важен для родственников и представлялся по аналогии с обычной жизненной практикой. Вполне вероятно, что часть наскальных рисунков могла создаваться именно в контексте таких представлений и периодически повторявшихся погребальных и поминальных обрядов.

Роль образа быка отличает памятник на горе Унюк от типичных изображений степной части Минусинской котловины, занимающей, в основном, левобережье Енисея, где важнейшим образом для петроглифов эпохи поздней бронзы являлась лошадь. Думается, что не случайно основные параллели петроглифам горы Унюк расположены по соседству на правом берегу р. Енисей: на горе Бычиха выше по течению р. Сыда, на горе Тепсей в устье р. Туба, на горе Седловина. Своеобразие данного памятника могло быть обеспечено отголосками традиции эпохи ранней бронзы, которая продолжила свое развитие в андроновскую и карасукскую эпохи на северо-восточной, лесостепной периферии Минусинской котловины. В силу природных условий, бык здесь, видимо, продолжал играть важное хозяйственное (в том числе транспортное) и ритуальное значение. Этот местный, немногочисленный этнокультурный субстрат вместе со своими традициями стал одним из компонентов новой культуры, распространившейся в эпоху поздней бронзы.

Наконец, нельзя не отметить, что изображение человека, ведущего за повод быка, редкое на скалах Минусинской котловины, довольно типично для петроглифов эпохи бронзы более южных территорий Саяно-Алтая. Всю эту серию рисунков можно рассматривать как варианты одного типа изобразительного текста – «передвижение пешего человека с быком». Основной ареал такой композиции охватывает горные области к югу и западу от Минусинской котловины. Он отражает близость природных условий и форм хозяйства, но также, возможно, и какое-то родство культур. Наряду с общим сходством композиции (иногда, также головных уборов) имеются и существенные различия в отдельных ее элементах, стиле. В частности, к югу от Минусинской котловины на спине животного, как правило, изображались вьюки и пассажиры, а его самого за повод часто вела женщина. Такие различия отражают автономность культурного развития населения по разные стороны хребтов Западного Саяна, Алтая и Кузнецкого Алатау.




Рекомендуем посетить