◊ ◊ ◊Продам складское помещение площадью 3 000 кв.м. с участком 50 соток в Краснотуранске. Тел.: 8-950-406-42-76 ◊ ◊ ◊Сдам в аренду торговое помещение – 100м2. Тел.: 8-962-043-53-08 ◊ ◊ ◊Продам однокомнатную квартиру 600 тысяч рублей. Тел.: 8-902-551-74-05 ◊ ◊ ◊Продам двухкомнатную квартиру у/п. Тел.: 8-902-975-06-55 ◊ ◊ ◊Продам трехкомнатную благоустроенную квартиру на земле, ул. Устиновича, 10, квартира 2. Тел.: 8-952-749-95-05 ◊ ◊ ◊Продам дом 40 м3 750 тысяч рублей, трехкомнатную квартиру 950 тысяч рублей. Тел: 8-950-410-64-28 ◊ ◊ ◊Продам УАЗ "Карго", 2008г. (бортовой 2т.). Тел.: 8-913-539-23-44 ◊ ◊ ◊Продам ВАЗ 2115, 2008 года выпуска, возможен обмен. Тел.: 8-913-053-61-65 ◊ ◊ ◊Продам поросят. Тел.: 8-952-745-52-49 ◊ ◊ ◊Продам поросят 1,5 м. (белорусские + ландрас). Тел.: 8-902-910-27-97, 8-923-586-72-15 ◊ ◊ ◊Продам телегу, сани, сбрую. Тел.: 8-950-307-02-14 ◊ ◊ ◊Продам мясо кролика. Тел.: 8-952-745-48-21 ◊ ◊ ◊Куплю японский грузовик. Тел.: 8-902-925-41-71 ◊ ◊ ◊Куплю металлолом, холодильники, стиральные машины, телевизоры, аккумуляторы, цветные металлы; шкуры КРС, черемуху. Подъезжаем. Тел.: 8-950-418-48-22 ◊ ◊ ◊В связи с реорганизацией распродажа товара, скидки от 20 до 35% магазин «Калинка», ул. Юности, 32, в ◊ ◊ ◊Вывоз мусора, погрузка. Тел.: 8-908-010-75-46 ◊ ◊ ◊Вспашу фрезой – минитрактор; плугом «Белорус». Недорого, опыт. Тел.: 8-906-971-21-84, 8-952-746-36-84

Иконка YouTube

Иконка facebook

Иконка контакт

Иконка однаклассники

О МУЖЬЯХ-ЗАВОЕВАТЕЛЯХ И ЖЕНАХ-НАЛОЖНИЦАХ

30.06.2017Kirgizi

 

Исследовательская работа заведующего лабораторией гуманитарных исследований Новосибирского государственного университета, кандидата исторических наук Сергея Скобелева об археологических памятниках, найденных на территории Краснотуранского района

Гунны оставили на Енисее своего наместника, китайца по происхождению, дворец которого был раскопан у современного города Абакана. Вместе с гуннами на территорию Минусинской котловины пришло много нового монголоидного населения, которое смешалось с местным, и здесь вскоре возникла новая культура, названная «таштыкской».

Памятники ее также известны на территории района, однако не столь широко, как тагарской. Это объясняется тем, что люди того времени первоначально хоронили своих покойников в грунтовых могилах, от которых на современной поверхности остаются лишь неглубокие, слабозаметные западины, похожие на естественные. Лишь на завершающей стадии существования культуры началось создание надземных каменных склепов. Но они обычно меньше по размерам, чем большинство тагарских курганов, и потому менее заметны. Эта культура характерна наложением гипсовых погребальных масок на лица умерших, а также на «головы» матерчатых или меховых манекенов, видимо, передававших их облик при жизни. Судя по этим маскам, а также по виду черепов, люди уже имели смешанный европеоидно-монголоидный облик.

Важное наблюдение сделали археологи, изучая грунтовые погребения этой культуры. Так, мужчин обычно сжигали, а женщин хоронили по обряду трупоположения в той же могиле. При этом маски, наложенные на лица умерших (погибших) и сожженных позднее трупов мужчин, имели чаще монголоидный облик, а женщины, как правило, молодые, т. е. умиравшие не по естественным причинам, а умертвленные, в большинстве относились к европеоидам. Указанная половая разница в погребальной обрядности говорит о том, что, по крайней мере, первоначально, мужчины и женщины происходили из различных этнических групп – мужчины были завоевателями-гуннами, т.е., скорее всего, они пришли на Енисей без женщин, которые потому брались из местного, завоеванного населения. Отсюда и разница в способах погребения, когда жены или наложницы должны были следовать на тот свет за своим господином. Черепа их скелетов обычно имели крупные отверстия в затылочной части. По мнению разных авторов, это делалось либо для удаления мозга – наиболее быстро портящейся перед погребением субстанции, либо для ритуального его поедания.

Город на Енисее 

Таштыкская культура просуществовала по VI в. н. э. и сменилась культурой енисейских кыргызов, во многом из нее выросшей. Кыргызы, пришедшие на Енисей также из глубин Центральной Азии, имели выраженный монголоидный облик, в том числе такой устойчивый многотысячелетний признак монголоидности, как наличие пяти бугорков на коренных зубах и лопаточковидных резцов. Тем самым уже смешанному местному населению добавилось еще монголоидной крови.

Кыргызы быстро переняли культурные достижения и традиции таштыкцев и создали комплексную культуру жизнеобеспечения с превалирующей ролью земледелия. Так, согласно истории династии Тан (Таншу, гл. 2176), они: «Сеют просо, ячмень, пшеницу и гималайский ячмень. Муку мелют ручными мельницами; хлеб сеют в третьей, а убирают в девятой луне. Вино квасят из каши. Нет ни плодов древесных, ни овоща огородного. Лошади плотны и рослы. Лучшими считаются те, которые сильно дерутся. Есть верблюды и коровы; но более – коров и овец. Богатые землепашцы водят их по нескольку тысяч голов». Далее излагаются сведения, допускающие наличие занятий охотой на мясных и меховых животных и птиц, рыболовством, деревообработкой, добычей и обработкой золота, железа и олова; отдельно говорится о производстве вооружения, вывозящегося к соседям, предполагается обработка шкур, изготовление войлока (в том числе тонкого), музыкальных инструментов. Упоминается о доставке в регион шерстяных и шелковых тканей, используемых для женской одежды, что свидетельствует об устойчивой внешней торговле. Весьма важно указание на тот факт, что жители восточной части Кыргызского каганата «зимою живут в избах, покрытых древесною корою».

Эти сведения находили подтверждения в сообщениях ряда иных средневековых авторов. Так в надписи в честь уйгурского кагана Бао-и (около 822 г.), завоевавшего кыргызов, сообщается, что захваченные в их земле «коровы, лошади, хлеб и оружие были навалены горами». В рунических надписях, оставленных кыргызами, неоднократно упоминаются земледельческие термины, обнаружены межевые знаки. В хронике Тайпинхуаньюйцзи (X в.), в дополнение к сообщению Таншу, упоминается еще и о возделывании конопли, о наличии «пешего жернова» для помола пшеницы; Абу Дулаф (конец X в.) отмечал, что люди в Кыргызской земле питаются просом, рисом и различными видами мяса; Мутаххар ал-Макдиси писал про посевы и деревья у «хирхизов»; Ал-Идриси (середина XII в.) по сочинению X в. сообщал о водяных мельницах, сооруженных на главной реке их области, где мелются рожь, рис и иные злаки, а затем выпекается хлеб; ели они эти злаки и в вареном виде; тот же автор упоминал о таких видах сельскохозяйственных работ у кыргызов, как пахота и жатва; мусульманские авторы сообщали о городе, где жил кыргызский каган под названием «Кемиджкет», т. е. город на Енисее, а также об иных; Рашид ад-Дин указывал на наличие здесь множества городов и селений. По сведениям В. Я. Бутанаева, в долине Июсов старинные нивы до сих пор носят название «хыргыс тарлаглары» – кыргызские пашни. Каменные жернова для помола зерна, которые встречаются в большом количестве на песчаных дюнах долины Абакана, называются также кыргызскими. Хакасские легенды и предания отмечают наличие земледелия у средневекового жителей долины Среднего Енисея. У самих хакасов земледельческая терминология собственная, не заимствованная от русского населения. Таким образом, можно говорить, что земледелие, в том числе поливное, и оседлость были известны на Енисее еще во второй половине I тыс. н. э.

Камни войны

Своих покойников кыргызы хоронили по обряду трупосожжения – не сжигали лишь детей. Остатки сожжений захоранивали в ямах, окруженных сверху каменными оградами с высокими стелами, которые хакасы называли чаа-тас, т. е. камень войны. По народному преданию, древние богатыри в войнах друг с другом бросались оторванными от скал длинными тонкими плитами, которые врезались в землю на местах их боев. В реальности же кыргызы сооружали упрощенные подобия таштыкских каменных склепов, где высокие плиты должны были обозначать места входов, которых в действительности в чаа-тасах не было, поскольку они были обычно единовременными погребениями.

Самый известный чаа-тас – Копенский, судя по богатству находок, видимо, принадлежал каганскому роду. Расположен у устья реки Тесь, хорошо виден с гор Унюк и Синей или из лога Каменка… К сожалению, погребения были разграблены. Но тайники у могил, грабителями не обнаруженные, дали богатейший материал для изучения быта знати, оружия и искусства енисейских кыргызов, в т. ч. золотые и серебряные блюда, четыре золотых кувшина, на двух из которых сделаны рунические надписи, наборы золотых, серебряных и бронзовых украшений, детали конского снаряжения… По описанию первого исследователя Сибири Д. Г. Мессершмидта, посланного сюда Петром I, очень много курганов на этом чаа-тасе в начале XVIII в. разграбил выходец из Забайкалья по имени Селенга.Добытые изделия из драгоценных металлов он пропивал. Местные жители, непосредственные предки современных хакасов, проклинали его за эти занятия, в связи с чем, как они полагали, у Селенги «отсохла» одна рука. Однако тот привязал ее к лопате и, налегая грудью, продолжал грабеж. Чаа-тасы имеются и на территории Краснотуранского района, в том числе частично изученные (например, у с. Листвягово), но они не столь богаты, как Копенский.

(продолжение следует)




Рекомендуем посетить