◊ ◊ ◊Продам складское помещение площадью 3 000 кв.м. с участком 50 соток в Краснотуранске. Тел.: 8-950-406-42-76 ◊ ◊ ◊Сдам в аренду торговое помещение – 100м2. Тел.: 8-962-043-53-08 ◊ ◊ ◊Продам однокомнатную квартиру 600 тысяч рублей. Тел.: 8-902-551-74-05 ◊ ◊ ◊Продам двухкомнатную квартиру у/п. Тел.: 8-902-975-06-55 ◊ ◊ ◊Продам трехкомнатную благоустроенную квартиру на земле, ул. Устиновича, 10, квартира 2. Тел.: 8-952-749-95-05 ◊ ◊ ◊Продам дом 40 м3 750 тысяч рублей, трехкомнатную квартиру 950 тысяч рублей. Тел: 8-950-410-64-28 ◊ ◊ ◊Продам ВАЗ 2115, 2008 года выпуска, возможен обмен. Тел.: 8-913-053-61-65 ◊ ◊ ◊Продам поросят. Тел.: 8-952-745-52-49 ◊ ◊ ◊Продам поросят 1,5 м. (белорусские + ландрас). Тел.: 8-902-910-27-97, 8-923-586-72-15 ◊ ◊ ◊Продам телегу, сани, сбрую. Тел.: 8-950-307-02-14 ◊ ◊ ◊Продам мясо кролика. Тел.: 8-952-745-48-21 ◊ ◊ ◊Куплю японский грузовик. Тел.: 8-902-925-41-71 ◊ ◊ ◊Куплю металлолом, холодильники, стиральные машины, телевизоры, аккумуляторы, цветные металлы; шкуры КРС, черемуху. Подъезжаем. Тел.: 8-950-418-48-22 ◊ ◊ ◊В связи с реорганизацией распродажа товара, скидки от 20 до 35% магазин «Калинка», ул. Юности, 32, в ◊ ◊ ◊Вывоз мусора, погрузка. Тел.: 8-908-010-75-46 ◊ ◊ ◊Вспашу фрезой – минитрактор; плугом «Белорус». Недорого, опыт. Тел.: 8-906-971-21-84, 8-952-746-36-84

Иконка YouTube

Иконка facebook

Иконка контакт

Иконка однаклассники

РОЖДЕННЫЕ «СТОЛЫПИНСКОЙ СВОБОДОЙ»

переселенцы (Копировать)

Мы продолжаем публикацию материалов, посвещенных истории нашего района. В этом номере речь пойдет о наших прабабушках и прадедушках, переселившихся из центральных районов России, преодолевших множество трудностей, обживших нашу благодатную землю.

К сожалению, мы очень мало знаем о своих предках. И если поднять родословные жителей Краснотуранского района, то окажется, что почти все мы — потомки «выходцев» из центральной или южной части России — Украины, Польши, Белоруссии. У каждого были разные причины, побудившие покинуть насиженные места и отправиться в неизведанные края. Кто-то из них ехал в Сибирь, чтобы просто выжить, некоторые, понадеявшись на обещания правительства, рисовали в своем воображении картины «сибирского рая». Были и те, для кого Сибирь явилась подобием «клондайка» с его золотой лихорадкой. Было чем поживиться «отчаянным головам» в Сибири, имеющей такие природные богатства, о которых европейская часть России к той поре давно забыла. Мотивы были разные, но всех объединяло одно — жажда свободы. Завоевывали Сибирь казаки, осваивали свободно и принудительно переселенные крестьяне, образовывали сосланные дворяне, а экономически развивало купеческое сословие. Сколько разнообразного «люда» приняла в свои щедрые объятия матушка Сибирь! Скольким стала Родиной!
Переселенческое движение в период Столыпинской аграрной реформы охватывало 47 губерний. По данным переселенческого управления, за один 1908 год железной дорогой в Сибирь было перевезено более 750 тысяч переселенцев, тогда как с 1885 по 1896 годы за Урал переместилось только 469 275 человек. Все вопросы переселения освещались в специально издаваемых для крестьянского населения печатных изданиях, для переселенцев вводились различные ссуды — от льготного железнодорожного проезда до ссуды на домообзаводство. Переселявшиеся в Сибирь крестьяне размещались на государственных или кабинетских землях на правах пользования, а не собственности. К началу Столыпинской реформы в Сибири было немало крепких хозяев, которые нуждались в рабочих руках, и новоселы часто становились у них батраками, приобретали опыт хозяйствования в новых условиях и сохраняли выделенную им ссуду на обзаведение. В Абаканской волости переселенцы нанимались в работники к купцам и зажиточным людям. Были работники у купца Чертолина, владельца лавок и торговых рядов, у купца Мухина. Купец Добрин, хозяин мельницы в селе Сорокино, также нанимал новоселов. Трудились переселенцы у купца Крапивина и его воспитанника Курешова, у предпринимателя Косовича, занимавшегося колбасным производством. Скупщик (торговец хлебом) Якименко, имевший целый квартал домов в селе Абаканском, и купец (скупщик скота) Лыткин также нуждались в наемном труде приехавших переселенцев. Работали «новоселы» и у ссыльных дворян, которые тоже проживали в наших местах.
Так, примерно в 1906 году появилась в соседней Идринской волости семья дворянина Владимира Петровича Куроша из Красного городка Смоленской области. Во время массовых беспорядков 1902 года сгорела в России его родовая усадьба и конюшня с лошадьми. После такой трагедии Владимир Петрович с матерью и женой Лидией «своей волей» отправился в Сибирь, в село Абаканское, где планировал заняться овцеводством. Его планам не дано было осуществиться, и он с семьей отправился вверх по Сыде. При устье Канзыба (место слияния с рекой Сыда, в 40 км от села Новотроицкое) он подружился с мальчиком Василием Никифоровым, который впоследствии стал его незаменимым помощником на охоте. Владимир Петрович силами наемных рабочих построил усадьбу, где его семья и проживала до 1922 года. Статный, красивый дворянин носил охотничью шляпу с пером и пытался вывести сорт «многоколосной» пшеницы. Когда он заходил в административное здание Идринской волости, писарь, уважая его социальный статус, громко требовал от окружающих: «Встать!». Еще проживая в селе Абаканском, подружился Владимир Петрович со ссыльным польским дворянином Иосифом Ивановичем Романским, у которого также работали переселенцы.
Многие переселенцы в нашем районе работали на обширном хозяйстве Баландиных. У жителей села Абаканское бытовала фраза «В трудный год уйти к Баландиной за речку на угольные копи». Семью Баландиных можно смело назвать старожильческой, так как принято официально считать старожилами тех, кто переселился в Сибирь до 1861 года. Вера Баландина родилась в селе Новоселово Минусинского уезда в 1871 году в богатой купеческой семье. Ее дед, знаменитый золотопромышленник и благотворитель Аверьян Матонин, и отец, Арсений Емельянов, имели винокуренные заводы. Предки Александра Алексеевича Баландина, купцы второй гильдии Софрон и Федот, приехали в Сибирь примерно в 1840 году.

Предприимчивые люди

По приезду на новое место жительства, у переселенцев возникали всякого рода непредвиденные сложности. Оказалось, что численность переселявшихся и темпы переселения превышали темпы подготовки участков к заселению. Недостаточно было чиновников для этой работы, их квалификация не всегда отвечала требованиям, имели место взяточничество и коррупция. Это приводило к нарушениям порядка заселения: в ряде мест не успевали готовить участки, проводить к ним дороги. Переселенческие пункты еще строились, а переселенцы уже прибывали. Ссуды выдавались не в полном объеме, а частями, порою весьма незначительными. Например, установленная ссуда в 150 рублей была слишком мала для того, чтобы обзавестись хозяйством и прокормиться в течение двух лет, пока не будет получен первый урожай. Процесс выживания на новом месте был сложным и зависел от личной предприимчивости новоселов. Кроме того, переселенцы встретились с непривычными для них климатическими и погодными условиями. Для Сибири характерно погодное непостоянство, устойчивые и продолжительные зимние холода, возвратные весенние и осенние ранние заморозки, а также засухи, повторяющиеся примерно через три года на четвертый. Соответственно — требовались иные приемы агротехники, интенсификация труда в короткие сроки, наиболее благоприятные для сельскохозяйственных работ. Далеко не все из переселенцев сумели прижиться на новом месте, от 5 до 12 процентов крестьян вынуждены были вернуться в родные места. Но были и предприимчивые крестьяне, оценившие новые возможности. Из таких крестьян выросли сотни сибирских купеческих фамилий, владельцев промышленных предприятий и торговых заведений. Они вели сельскую торговлю, скупку сельскохозяйственных товаров и пушнины. В их руках были постоялые дворы, а также транспорт — лошади, речные суда и прочее.

На вес золота

Особую роль столыпинские переселенцы сыграли в развитии животноводства в Сибири. Старожилы перенимали у них опыт содержания скота в теплых хлевах, в стайках стали заводить ясли для сена, отсюда выросла продуктивность молочного животноводства. В эту пору каждое работоспособное крестьянское хозяйство Абаканской волости имело не менее одной дойной коровы. Надо было куда- то девать излишки молока. Возникла необходимость создания маслозаводов. В Абаканской волости первый маслозавод был построен в Гнадендорфе, что значит «благодатная деревня» (ныне село Николаевка). Это село строилось специально для переселенцев в течение двух лет (в 1907–1908 годы) на речке Поперечный Карасук, притоке реки Карасук. В этой местности для переселенцев было специально выделено 140 усадебных мест. Деревню заселили выходцы из немецких колоний Ставропольской, Самарской, Саратовской, Волынской, Таврической, Курляндской, Тверской и других губерний. Инициаторами построения маслозавода на этой территории явились переселенцы. Это было деревянное здание, состоящее из четырех помещений. Завод вырабатывал экспортное сладко-сливочное масло в количестве 165 пудов в год. Масло отвозили на пристань села Сорокино, а оттуда — в Красноярск и Минусинск. Почти в каждой семье деревни Гнадендорф содержалось от трех до семи коров. Молоко собирали с жителей Гнадендорфа и близлежащей округи. В селах Абаканское и Беллык были созданы пункты приема молока. Вскоре на месте пунктов сбора молока возникли свои маслозаводы. Продукцию заводов скупали оптовики, везли в города, промышленные поселки, в европейскую часть России и даже за рубеж. Минусинский уезд был одним из лидеров по экспорту масла, который составлял 1,2 процента от экспорта всей Сибири. Если в 1884 году за границу было вывезено всего 400 пудов сибирского масла, то после реформы — по 3,4 миллиона пудов ежегодно. Столыпин по этому поводу писал, что сибирское маслоделие дает России золота на 47 миллионов рублей в год, что вдвое больше, чем местная золотопромышленность.
Кроме того, новоселы применяли лучшие приемы обработки земли, вводили усовершенствованные земледельческие орудия труда. Наличие большего объема зерна, большого количества рек и речушек обусловило развитие мукомольного дела. В 1900 году в Минусинском уезде уже функционировало 200 мельниц. В Абаканской волости они были почти в каждом крупном селе. Их устройство было простым, не требующим особых затрат, работали они практически круглосуточно. В начале XX  века в наших краях появляются паровые мельницы. На реке Сыда предприниматель Матонин построил крупчатую мельницу, продукция которой пользовалась широким спросом во всем южно-сибирском регионе. Вера Баландина открыла мельницу в поселке Баландино, под горой Унюк. В нем, кроме бывающих наездами хозяев, жили рабочие, инженерно-технический и обслуживающий персонал. Большие наделы земли и огромные просторы незанятых угодий позволили развиться на нашей земле не только животноводству, но и коневодству. В Минусинском уезде было два конезавода, один из них в селе Абаканском. Он принадлежал купцу Таркову. Завод обеспечивал потребность в лошадях Абаканской и соседних волостей. Переселенцы привили старожилам улучшенные навыки огородничества, льноводства, пчеловодства. Люди узнали, что такое трехполье, удобрение земли. Среди крестьян, переселявшихся в наши края из экономически освоенных губерний Европейской России, встречались такие, которые занимались на родине тем или иным промыслом или ремеслом. В числе выходцев из центральных черноземных губерний были шерстобиты, пимокаты, кожевники, шубники, шорники, их ремесло также получило широкое развитие в Абаканской волости.
К началу 20 века село Абаканское приобрело черты современного российского населенного пункта с элементами европейской архитектуры. К 1917 году в нем насчитывалось 488 дворов (в 1859‑м их было всего 125), было волостное управление, работали почтово‑телеграфная контора, мировой участок, врачебный пункт и приходское Наумовское училище. В 1908 году для училища было построено специальное кирпичное здание, которое красовалось в старом Краснотуранске вплоть до самого затопления села. До нас дошли имена его первых преподавателей — Вениамина Ивановича Барташева и Степана Афиноногеновича Коротова, преподававшего с 1898 года. С 1907 года Наумовским училищем заведовал Алексей Петрович Бехтерев. Русские, украинцы, белорусы, латыши, эстонцы, немцы, евреи, татары, мордва и другие нации, проживая рядом, сохранили свою культуру, быт и обычаи. Со временем они превратились в единый народ, имя которому — сибиряки.

Елена Савицкая (по материалам архивов музеев Красноярска, Краснотуранска, Минусинска, книги В. А. Субботиной и Т. А. Зыряновой «Абаканский острог — форпост России на юге Сибири» и открытых источников электронных СМИ)




Рекомендуем посетить