◊ ◊ ◊Продам складское помещение площадью 3 000 кв.м. с участком 50 соток в Краснотуранске. Тел.: 8-950-406-42-76 ◊ ◊ ◊Сдам в аренду торговое помещение – 100м2. Тел.: 8-962-043-53-08 ◊ ◊ ◊Продам однокомнатную квартиру 600 тысяч рублей. Тел.: 8-902-551-74-05 ◊ ◊ ◊Продам двухкомнатную квартиру у/п. Тел.: 8-902-975-06-55 ◊ ◊ ◊Продам трехкомнатную благоустроенную квартиру на земле, ул. Устиновича, 10, квартира 2. Тел.: 8-952-749-95-05 ◊ ◊ ◊Продам дом 40 м3 750 тысяч рублей, трехкомнатную квартиру 950 тысяч рублей. Тел: 8-950-410-64-28 ◊ ◊ ◊Продам ВАЗ 2115, 2008 года выпуска, возможен обмен. Тел.: 8-913-053-61-65 ◊ ◊ ◊Продам поросят. Тел.: 8-952-745-52-49 ◊ ◊ ◊Продам поросят 1,5 м. (белорусские + ландрас). Тел.: 8-902-910-27-97, 8-923-586-72-15 ◊ ◊ ◊Продам телегу, сани, сбрую. Тел.: 8-950-307-02-14 ◊ ◊ ◊Продам мясо кролика. Тел.: 8-952-745-48-21 ◊ ◊ ◊Куплю японский грузовик. Тел.: 8-902-925-41-71 ◊ ◊ ◊Куплю металлолом, холодильники, стиральные машины, телевизоры, аккумуляторы, цветные металлы; шкуры КРС, черемуху. Подъезжаем. Тел.: 8-950-418-48-22 ◊ ◊ ◊В связи с реорганизацией распродажа товара, скидки от 20 до 35% магазин «Калинка», ул. Юности, 32, в ◊ ◊ ◊Вывоз мусора, погрузка. Тел.: 8-908-010-75-46 ◊ ◊ ◊Вспашу фрезой – минитрактор; плугом «Белорус». Недорого, опыт. Тел.: 8-906-971-21-84, 8-952-746-36-84

Иконка YouTube

Иконка facebook

Иконка контакт

Иконка однаклассники

«ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ, ВЕРНУТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО…»

Скан 7 июля второй

Наша газета продолжает публиковать письма читателей, в которых они восстанавливают историю своей малой родины. На этот раз в редакцию пришло письмо от жительницы города Черногорска Нины Григорьевны Авдеевой, которая с 1945 по 1961 год училась в школе села Усть-Сыда, а с 1965 по 1967 год преподавала там математику. Мы предоставляем вашему вниманию ее рассказ о школе своего детства.

«Деревенька моя, деревянная, дальняя…»… Из всех песен мне сейчас ближе вот эта, потому что она напоминает мне невозвратную пору детства, которое всегда со мной.
«Ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее… Как какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства», — так утверждал устами своего Алеши Карамазова Федор Достоевский. Для меня таким воспоминанием является школа, где работали неравнодушные, с неиссякаемым запасом душевных сил учителя. Они учили нас не только русскому языку, физике или биологии, они учили нас жить. Жить с увлечением, с азартом, с интересом, чтобы мы были счастливыми людьми. Они учили нас, деревенских мальчиков и девочек, культуре поведения. Культуре восприятия окружающего мира.
Мы хотели быть похожими на них во всем, поэтому многие девочки моей школы выбрали профессию учителя (Раиса Нетепенко, Надежда Пряхина, Тамара Родионова, Людмила Сергиенко, Вера Розова, Нина Авдеева, Любовь Рынг). В любом деле наши учителя были рядом с нами. Помню, как на переменках, в общем веселом и крепком кругу мы водили хороводы. Помню, как готовились к проведению пионерских линеек, выпускам стенгазет, писали сценарии праздников, репетировали свои выступления. Задействованы в подготовке были все дети без исключения: читали стихи, пели, танцевали, строили «пирамиды», обыгрывали басни. Можно ли забыть пионерские костры! Воспоминания человека подобны каплям дождя в туче. Порой нужна лишь одна капля для того, чтобы туча пролилась. Такой каплей для меня послужил телефонный звонок подруги-одноклассницы. Она сообщила, что вскоре Новая Сыда отмечает 50‑летний юбилей. А это значит, что праздник и у «нашей матушки» Усть-Сыды.
Отчетливо вспомнился 1960 год, 2 сентября… Мы с ребятами собирали урожай кукурузы на поле, отведенном колхозом школе для экспериментальной работы. Кукуруза уродилась в тот год отменной. До верхних початков мы едва дотягивались на цыпочках. А сами початки, как поленья дров, носили на руках и бережно укладывали на телеги. Чтобы получить такой урожай, мы весной удобряли землю древесной золой и перегноем, вручную квадратно-гнездовым способом сажали зерна, а затем все лето ухаживали за всходами. Был у нас и богатый опытный пришкольный участок земли, на котором мы выращивали различные сорта картофеля, огурцов, моркови, капусты, смородины, ранеток. Под руководством преподавателя биологии Ивана Никифоровича Красикова мы выявляли, какой сорт той или иной садово‑овощной культуры эффективнее для местного растениеводства.
Текут, текут воспоминания… Вот мы собираем березовые почки для аптеки, копаем колхозную картошку. Нас очень вкусно кормили на полевых работах, и это запомнилось тоже. Ах, этот полевой суп из пшенки, с большими кусками баранины! Уборка картофеля у меня до сих пор ассоциируется с этим запахом супа, смешанного с запахами поля, костра и осенней листвы.
У каждого человека, на мой взгляд, есть личные воспоминания, а есть нечто такое, общее для всех людей. Никогда и никто не забудет тот день, когда загорелся в деревне телятник. Мы бежали из последних сил, чтобы затушить пожар и … не успели. Как сейчас вижу чумазые от пепла и слез лица детей и взрослых. Учителя и здесь были рядом с нами. В моей памяти навсегда остались имена: Зинаида Константиновна Сергиенко, Николай Семенович Зубарев, Иван Никифорович Красиков, Елена Васильевна Ерошевич, Иван Иосифович Черешкевич, Леонид Зиновьевич Лесовой, Нина Анатольевна Надежкина, Нина Степановна Олейникова, Мария Федоровна Шугалей, Антонина Сергеевна Лесовая (моя первая учительница). Она жива и сегодня, слава Богу! Добра ей, внимания и здоровья, моей дорогой Антонине Сергеевне! Руководил этим замечательным коллективом Николай Филиппович Сергиенко. Он был не только хорошим директором, но и замечательным учителем, психологом, соцработником, воспитателем. Не стремясь на пьедестал, он был равнозначным членом учительского коллектива и бессменным членом правления колхоза. Помню его заботу о нас, послевоенных детках, как изыскивал способы оказания помощи. Особенно нуждающимся семьям. Под его руководством школа выращивала кур, кроликов, кукурузу. Сельхозпродукты реализовались, а на вырученные деньги Николай Филиппович организовывал бесплатное питание для учеников, которое состояло из сладкого чая и свежего хлеба. Он также покупал детям одежду и обувь.
Я не помню своего отца, он умер, когда мне было два года. Но я до сих пор храню в своем сердце теплую заботу Николая Филипповича обо мне. Он умел создать атмосферу радости для детей. Украшением нашей послевоенной поры были праздники, которые организовывал наш директор. Я и сейчас слышу звон колокольчиков из-под дуг наряженных троек лошадей, на которых мы мчались к соседям, в деревню Сыду, чтобы блинами, песнями и играми отметить проводы зимы. А как весело проходили «Праздники урожая»! На сцене величественно возвышались огромные снопы пшеницы, звучало прославление труда и хлеба. За участие в уборочной кампании детям вручались грамоты и подарки. Разве можно забыть развлечения и «вкусности» на праздниках в Краснотуранском бору после окончания посевной?
Никогда не забуду чудо — школьный портфель с тремя отделами, подаренный мне Николаем Сергеевичем в 1 классе, а также валенки, отрез на платье и многое другое. Как мы мчались на его стареньком черном «Урале» в Сорокино, чтобы успеть на теплоход! Мы успели, и я побывала на Слете юннатов в Красноярске. Вниманием Николая Филипповича были охвачены все дети.
…Когда уходит из жизни строитель, его значимость мы видим в контурах построенных им зданий, когда пытаемся оценить вклад ученого в науку, изучаем его трактаты. Удел учителя — жить в памяти и сердцах своих учеников. Память о моих учителях добрая и светлая. Конечно, мои воспоминания не претендуют на глубину анализа работы школы села Усть-Сыда. Но мой жизненный опыт и 45‑летний педагогический стаж позволяют мне думать и говорить о том, что наш учительский коллектив мог воспитать каждого ребенка хорошим человеком».

К публикации письмо подготовила Елена ФОКИНА




Рекомендуем посетить