◊ ◊ ◊Продам складское помещение площадью 3 000 кв.м. с участком 50 соток в Краснотуранске. Тел.: 8-950-406-42-76 ◊ ◊ ◊Сдам в аренду торговое помещение – 100м2. Тел.: 8-962-043-53-08 ◊ ◊ ◊Продам однокомнатную квартиру 600 тысяч рублей. Тел.: 8-902-551-74-05 ◊ ◊ ◊Продам двухкомнатную квартиру у/п. Тел.: 8-902-975-06-55 ◊ ◊ ◊Продам трехкомнатную благоустроенную квартиру на земле, ул. Устиновича, 10, квартира 2. Тел.: 8-952-749-95-05 ◊ ◊ ◊Продам дом 40 м3 750 тысяч рублей, трехкомнатную квартиру 950 тысяч рублей. Тел: 8-950-410-64-28 ◊ ◊ ◊Продам УАЗ "Карго", 2008г. (бортовой 2т.). Тел.: 8-913-539-23-44 ◊ ◊ ◊Продам ВАЗ 2115, 2008 года выпуска, возможен обмен. Тел.: 8-913-053-61-65 ◊ ◊ ◊Продам поросят. Тел.: 8-952-745-52-49 ◊ ◊ ◊Продам поросят 1,5 м. (белорусские + ландрас). Тел.: 8-902-910-27-97, 8-923-586-72-15 ◊ ◊ ◊Продам телегу, сани, сбрую. Тел.: 8-950-307-02-14 ◊ ◊ ◊Продам мясо кролика. Тел.: 8-952-745-48-21 ◊ ◊ ◊Куплю японский грузовик. Тел.: 8-902-925-41-71 ◊ ◊ ◊Куплю металлолом, холодильники, стиральные машины, телевизоры, аккумуляторы, цветные металлы; шкуры КРС, черемуху. Подъезжаем. Тел.: 8-950-418-48-22 ◊ ◊ ◊В связи с реорганизацией распродажа товара, скидки от 20 до 35% магазин «Калинка», ул. Юности, 32, в ◊ ◊ ◊Вывоз мусора, погрузка. Тел.: 8-908-010-75-46 ◊ ◊ ◊Вспашу фрезой – минитрактор; плугом «Белорус». Недорого, опыт. Тел.: 8-906-971-21-84, 8-952-746-36-84

Иконка YouTube

Иконка facebook

Иконка контакт

Иконка однаклассники

«МИР «ОСОБОГО» РЕБЕНКА ДОПУСКАЕТ ЛИШЬ СВОИХ»

Материал добавлен: 18.04.2019 в 11:36

DSC_0611

15 апреля в Краснотуранской начальной школе состоялся круглый стол «Инклюзивное образование: анализ опыта и перспективы развития». Школьные специалисты рассказали о своей работе с детьми, которые без их помощи из-за особенностей психофизического развития не могут наравне со своими обычными сверстниками осваивать школьную программу.

В его работе приняли участие: учитель-логопед Лариса Швайгерт, учитель-дефектолог Анастасия Демина, социальный педагог Елена Циркунова, педагог-психолог Любовь Суслова и два завуча по учебно-воспитательной работе – Людмила Бондарева и Людмила Евтушенко. Нашему корреспонденту также удалось побеседовать с его участниками и задать им вопросы, которые чаще всего интересуют наших читателей.

Напомним, что суть инклюзии заключается в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему. Все педагоги сошлись во мнении, что инклюзивное обучение не только помогает «особым» детям легче влиться в общество, но и имеет огромный положительный воспитательный эффект для здоровых детей. К тому же это способствует уменьшению социальной пропасти и стиранию граней между обычными и «другими» детьми.

 Согласно статистике Министерства образования России, каждый год в нашей стране число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растет на пять процентов. И Краснотуранская школа – не исключение. На сегодня в ней уже 34 таких ребенка.

 – В чем, на ваш взгляд, причина роста детей с ОВЗ?

 – Это могут быть «внутренние» причины: болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность, патология при родах. А также «внешние» – экология, неправильный образ жизни, вредные привычки родителей. Влияет и социальный статус семей, а также такой фактор, как посещение или непосещение ребенком детского образовательного учреждения.

 – Когда ваша школа стала заниматься инклюзивным образованием?

 – В Краснотуранском районе инклюзия пришла в школы после того, как расформировали Лебяженскую коррекционную школу. Их воспитанники, а они были из сел района, вернулись домой и пошли учиться в обычную школу, но по адаптированным программам. Учителя прошли специальную курсовую подготовку. В разных школах обучение проходит в разной форме, в зависимости от собственных возможностей и условий: где-то открыты коррекционные классы, объединяющие, например, две параллели (7-8 классы), где-то организовано индивидуальное обучение на дому (оно рассчитано на 8 часов в неделю).

«Ступеньки» к знаниям

 – «Особые» дети как-то «по-особенному» зачисляются в школу?

 – Первого сентября они, как и все остальные, поступают в 1-й класс на основании письменного заявления родителей. А затем до конца месяца в школе проходят все организационные моменты – и выносится решение о зачислении ребенка на занятия к узким специалистам школы.

 – А можно об этих «оргмоментах», то есть о том, как определяются дети с ОВЗ, рассказать поподробнее?

 – Существует несколько «ступеней», по которым дети с родителями должны пройти. Первая – в начале сентября проводится диагностика, по итогам которой видно, что за ребенок перед тобой. Каждый узкий специалист оценивает детей по своей схеме: логопед – грамматику, лексику (словарный запас), психолог – общее интеллектуальное, а также эмоционально-личностное развитие, социальный педагог – социализацию детей, то есть знания, умения и навыки, необходимые ребенку для жизни среди людей, а дефектолог – выявление трудностей формирования этих знаний, умений и навыков и условий их преодоления. Схемы эти предполагают специальные вопросы для беседы и тесты.

Вторая ступень – работа с родителями, индивидуальные консультации. Также проходит обследование жилищно-бытовых условий проживания детей. Затем идут коррекционно-развивающие занятия. И если ребенок продолжает оставаться неуспешным, рекомендуем родителям посетить консультацию специалистов территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК). И только после их рекомендаций ребенок может быть зачислен в «логопункт», на занятия к учителю-дефектологу, социальному педагогу и педагогу-психологу.

 – Означает ли это, что, посещая еще и узких специалистов, нагрузка детей увеличивается?

 – Ни в коем случае! В первую часть дня у детей идут занятия по адаптированным (в зависимости от заболевания) образовательным программам. Занятие длится 40 минут. Затем – перерыв. Дети отдыхают, обедают (у них двухразовое бесплатное питание – завтрак и обед). И только после этого идут заниматься к нужному специалисту. В перерывах, которые длятся 20-25 минут, бывают на свежем воздухе. Что касается школьников, обучающихся на дому (на индивидуальном обучении находится 8 человек), то их тоже привозят заниматься в школу во второй половине дня. Если по какой-то причине дети не приехали в школу, то учителя и специалисты посещают их на дому (и у тех, и у других – по два расписания в работе). Хочу добавить, что поскольку дети не питаются в школе, то родители получают на питание денежную компенсацию. Важное замечание: ничего без ведома родителей не происходит: с ними мы обсуждаем и учебный план, и нагрузку детей. Они дают свое согласие в письменном виде.

Преодолевая себя…

 – Что дается труднее всего в работе с родителями?

 – Убедить, что их ребенок нуждается в консультации специалистов психолого-медико-педагогической комиссии. Был случай, когда приходилось прибегать к помощи комиссии по делам несовершеннолетних. Но если родитель против, никто не может его заставить обучать ребенка по адаптивной программе. И тогда ребенок остается на второй год обучения, является условно переведенным в следующий класс. Но в начале следующего года он должен будет ликвидировать академическую задолженность по тем предметам, которые не освоил. Первая контрольная проходит в классе совместно с другими учащимися. И если ребенок не справился, то вторая проходит в присутствии школьной комиссии, в которую включен кто-либо из его родителей. И если снова неудача – тогда обсуждаем с родителями, что делать дальше. Выхода два: либо ребенок остается на повторный год, либо они дают согласие на консультацию специалистов ТПМПК. И  тогда определяется его дальнейший образовательный маршрут по адаптированной программе.

 – Конечно, страхи родителей можно понять: иметь «особенного» ребенка непросто, трудно принять, что твой ребенок «другой». Влияют и стереотипы, сложившиеся в обществе, и то, как детей воспримут обычные одноклассники…

 – Вот как раз в нашей школе таких проблем не возникает. Видимо, в силу возраста детей. Они просто не замечают, что рядом с ними обучаются «особенные» дети. Они с ними общаются, играют. Мы еще до начала учебных занятий просим родителей не афишировать, что их ребенок – с особенностями здоровья. И многие родители обычных детей так до окончания 4-го классе и не знают, что в классе учились «особенные» дети. Нередки случаи, когда дети с ОВЗ идут на консультацию к специалистам, а некоторые из их «обычных» одноклассников обижаются: «Почему он идет к логопеду, а я нет? Я тоже хочу!». А все потому, что в школе для таких детей созданы все условия: им комфортно в коллективе, с которым они проводят большую часть дня. Дети с удовольствием ходят в школу и не пропускают ни одного занятия со специалистом.

Что касается стереотипов, то мы стараемся учить родителей принимать своих детей такими, какие они есть.

 – Получается?

 – Не всегда. Да этого и невозможно достичь на все сто процентов.

«Успешен и счастлив!»

 – А были случаи, когда родители убедились в пользе инклюзивного образования?

 – Конечно. Многие осознавали его необходимость и благодарили за то, что наши специалисты вовремя помогли им увидеть и решить проблемы с детьми. Выпускники приходят в школу, благодарят, а если встретятся с педагогами на улице – обнимают, приглашают в гости. А как дети, обучающиеся на дому, ждут своих наставников! Машут рукой, когда от них уходят, да и когда приходят – тоже… Никто не спорит, что учителю при инклюзивном образовании труднее приходится при подготовке к урокам: разные программы, разные задачи. Продумывать приходится каждый момент занятия, чтобы всем уделить достаточно внимания… Но все это компенсируется результатом. Пусть даже небольшие у ребенка успехи, но это – его победа! А успешный человек и чувствует себя по-другому – вне зависимости от того, кто он и каков он. При правильном подходе и сопровождении дети переходят на следующую ступень обучения. Это и есть наш результат.

Вот пример из практики. Был у нас мальчик условно переведенный в третий класс. Его родители никак не соглашались отправить сына на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии. Долго, не один год мы пытались их переубедить. А он никак не хотел учиться, все ему не нравилось, он просто не выполнял уроки и получал двойки. Но как только ребенок стал учиться по адаптированной программе, все изменилось. С удовольствием ходит в школу, так как у него появился мотив хорошо для своего уровня учиться. У него даже прозвище появилось – математический гений. Он успешен и счастлив! И родители тоже довольны.

 – А чему вас научила работа с «особыми» детьми?

 – Никогда не сдаваться, искать новые пути! Конечно, на первый взгляд, отношение ко всем детям одинаковое: любовь, забота, доброта, внимательность и т.д. Но отличие все-таки есть: ко всем перечисленным качествам нужно прибавить слово «особый». Ведь дети тоже «особенные».

 Но надо заметить, что процесс этой «учебы» обоюдный, потому что меняются не только учителя, но и ученики – вне деления на категории. Они становятся добрее, внимательнее друг к другу (это, кстати, доказывает мировая практика инклюзии). Вот взять, к примеру, 4-й класс. Большинство детей, выбирая темы проектных работ, отдало предпочтение волонтерству. Они знали, кто такие волонтеры, что они делают. И хотели быть полезными людям. Наши дети открыты для общения и всегда готовы прийти на помощь: откроют дверь, помогут спуститься по лестнице, поднесут портфель… И делают это естественно, в силу воспитания, как могли бы помочь любому другому человеку. Негатива нет как такового. Словом, инклюзия помогает стирать грань между обычными и «другими» детьми, учит их взаимодействовать друг с другом. И лучше всего проявляются эти качества именно в смешанных классах. Но, естественно, все это возможно только при грамотной работе педагогов и психологов, наблюдающих за ребенком и сопровождающих его. Да, у этих детей – свой, не похожий на других, мир. И его нужно понять. Знаете, в стихотворении Натальи Калиман есть такие строчки: «Мир «особого» ребенка… /Он закрыт от глаз чужих. /Мир «особого» ребенка /Допускает лишь своих». Мы с ней абсолютно согласны. И стараемся делать все возможное, чтобы стать для детей «своими».

Екатерина ЛОБОВА (АП)




Рекомендуем посетить