ВЛАДИМИР ЧЕРНИКОВ: «ПЕРСИДСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР УСКОРИЛ ОКОНЧАНИЕ ВОЙНЫ». Эхо Турана.
◊ ◊ ◊(292) Однокомнатную квартиру. Тел.: 8-923-450-82-20 ◊ ◊ ◊(455) Квартиру в «Шанхае» за 400 000 рублей, с. Краснотуранск. Тел.: 8-923-590-89-98 ◊ ◊ ◊(301) Однокомнатную улучшенной планировки, ул. Центральная, 5. Тел.: 8-902-010-85-15 ◊ ◊ ◊(480) Двухкомнатную улучшенной планировки. Тел.: 8-923-370-92-47 ◊ ◊ ◊(475) Двухкомнатную полублагоустроенную квартиру в центре Краснотуранска, 2-й этаж,солнечная, теплая, печное отопление, 450 000 рублей, торг, подарю кладовку, топливо. Тел.: 8-960-768-54-20 ◊ ◊ ◊(454) Трехкомнатную квартиру, благоустроенную, времянка, гараж, баня, с. Лебяжье, ул. Ленина, 27. Тел.: 8-952-749-02-66 ◊ ◊ ◊(289) Трехкомнатную квартиру с/п, 500 000 рублей. Тел.: 8-965-911-61-16, 8-906-971-05-13 ◊ ◊ ◊(498) Дом в с. Саянск, можно под материнский капитал. Тел.: 8-961-746-18-72 ◊ ◊ ◊(478) Дом, 400 000 рублей. Тел.: 8-908-021-93-95 ◊ ◊ ◊(485) Благоустроенный дом в центре, хозпостройки, 10 соток. Тел.: 8-923-379-79-35 ◊ ◊ ◊(456) Две квартиры в доме, 45 и 38 кв/м, ул. Космонавтов, 44. Тел.: 8-950-405-03-86 ◊ ◊ ◊(459) Дом, ул. Пушкина, 1. Тел.: 8-923-284-23-72 ◊ ◊ ◊(329) Дом с. Лебяжье. Тел.: 8-953-856-03-82 ◊ ◊ ◊(416) Участок под ИЖС, 16 соток. Тел.: 8-909-525-35-34 ◊ ◊ ◊(484) Земельный участок 10 соток. Тел.: 8-983-195-90-80 ◊ ◊ ◊(489) Гараж по ул. Октябрьская. Тел.: 8-923-333-91-18 ◊ ◊ ◊(752) Гараж с документами по ул. Ленина у пятиэтажки. Тел.: 8-908-219-30-91 ◊ ◊ ◊(451) Трактор ДТ-75 в ОТС. Тел.: 8-953-595-92-22. Александр ◊ ◊ ◊(479) Трактор ЮМЗ 6-Л, возможен обмен на легковой автомобиль. Тел.: 8-933-334-37-31 ◊ ◊ ◊(492) МТЗ-50, ХТС. Тел.: 8-929-333-10-81, 8-913-045-74-94 ◊ ◊ ◊(494) Хорошую молочную первотелку, цена договорная. Тел.: 8-950-978-66-61 ◊ ◊ ◊(476) Теленка 1,5 месяца (бычок). Тел.: 8-913-503-77-58 ◊ ◊ ◊(487) Робочего коня. Тел.: 8-902-966-78-91 ◊ ◊ ◊(493) Жеребую кобылку. Тел.: 8-923-668-99-83 ◊ ◊ ◊(481) Едовой прошлогодний картофель. Дешево. Тел.: 8-963-957-22-88 ◊ ◊ ◊(268) Дробленку, доставка по району. Тел.: 8-913-556-36-28 ◊ ◊ ◊(407) Уголь черногорский концентрат. Доставка по району от 3 до 6 тонн. Тел.: 8-902-467-35-88, 8-902-012-93-33 ◊ ◊ ◊(240) Уголь балахтинский. Песок, гравий, ПГС. Тел.: 8-902-012-56-03, 8-913-556-36-28 ◊ ◊ ◊(457) Уголь черногорский концентрат. Тел.: 8-906-911-84-66, 8-952-748-67-97 ◊ ◊ ◊(491) Дрова березовые, сосновые, колотые. Тел.: 8-923-307-61-68 ◊ ◊ ◊(472) Дрова любые. Тел.: 8-963-254-89-69 ◊ ◊ ◊(260) Дрова-плашки сухие, дрова березовые колотые. Тел.: 8-913-556-36-28, 8-923-365-27-46 ◊ ◊ ◊(241) Дрова березовые колотые, сухие. Дрова-плашку сухую. Тел.: 8-902-012-56-03, 8-913-556-36-28 ◊ ◊ ◊(393) Дрова сосновые колотые, плашка сухая. Тел.: 8-923-365-27-46, 8-913-556-36-28 ◊ ◊ ◊(418) Дрова березовые колотые, плашку сосновую. Доставка по району. Тел.: 8-913-041-75-41 ◊ ◊ ◊(403) Арболит – 3 990 руб/куб. Бетонный блок 20х20х40 – 44 руб., 20х10х40 – 26 руб. Тел.: 8-963-954-62-00 ◊ ◊ ◊(321) Пиломатериал в ассортименте. Тел.: 8-983-206-05-35, 8-950-419-99-67 ◊ ◊ ◊(482) Доску заборную. Дрова. Тел.: 8-983-272-05-20 ◊ ◊ ◊(431) Шпала доставка. Тел.: 8-902-967-39-34 ◊ ◊ ◊(190) Гравий – 700 р., щебень – 600 р., отсев – 600 р., песок – 300 р. Доставка по Краснотуранску бесплатно. Тел.: 8-902-467-35-88, 8-902-012-93-33 ◊ ◊ ◊(426) Гриб «Лисичка». Оптом, дорого. Тел.: 8-913-523-76-23 ◊ ◊ ◊(495) Бутыль 20 литров. Тел.: 8-902-467-42-87 ◊ ◊ ◊(356) Тракторную телегу. Тел.: 8-923-390-20-34 ◊ ◊ ◊(355) Мясо. Дорого. Тел.: 8-923-390-20-34 ◊ ◊ ◊(298) Мясо. Тел.: 8-923-219-97-48 ◊ ◊ ◊(299) Мясо. Тел.: 8-902-011-71-47 ◊ ◊ ◊(1373) СПСК «Медведь» закупает у населения мясо, любое, дорого. Расчет сразу, есть кольщик. Тел.: 8-950-307-70-30. Евгений. ◊ ◊ ◊(868) Мясо, любое, дорого. Шкуры КРС. Тел.: 8-950-304-77-71 ◊ ◊ ◊(233) Закупаю мясо. Тел.: 8-950-965-98-82, 8-913-571-49-43, 8-923-295-87-99 ◊ ◊ ◊(325) Закупаем мясо, любое, дорого, за наличный расчет, можно живым весов. Тел.: 8-906-911-42-00, 8-908-327-31-32 ◊ ◊ ◊(312) Металлолом. Тел.: 8-950-418-48-22 ◊ ◊ ◊(473) Черный и цветной лом. Дорого. Тел.: 8-963-254-89-69 ◊ ◊ ◊(424) Купим, вывезем металлолом дорого. Холодильники, стиральные машины, кузова а/м «Москвич», «Волга». Выезжаем по адресу. Тел.: 8-983-153-49-80 ◊ ◊ ◊(496) Сдам в аренду двухкомнатную квартиру. Тел.: 8-950-307-83-78 ◊ ◊ ◊(461) Ковер (почти новый) 2.2 *5 м – 3 500 рублей. Тел.: 8-923-278-86-18 ◊ ◊ ◊(458) Водостоки из оцинковки. Тел.: 8-929-355-58-14 ◊ ◊ ◊(490) Грузоперевозки, вывоз мусора. Тел.: 8-962-072-20-04 ◊ ◊ ◊(394) Газонокосильщик, 300 рублей сотка. Тел.: 8-961-746-01-40 ◊ ◊ ◊(483) Ворота. Крыши. Тел.: 8-983-272-05-20 ◊ ◊ ◊(388) Строительство и ремонт недорого. Тел.: 8-923-335-20-80 ◊ ◊ ◊(448) Требуется продавец-консультант, Краснотуранск. Тел.: 8-996-428-83-19 ◊ ◊ ◊(499) Отдам котят от полубританки, котятам 2-3 месяца. Тел.: 8-913-586-27-78

Иконка YouTube

Иконка facebook

Иконка контакт

Иконка однаклассники

ВЛАДИМИР ЧЕРНИКОВ: «ПЕРСИДСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР УСКОРИЛ ОКОНЧАНИЕ ВОЙНЫ»

Материал добавлен: 02.11.2018 в 13:09

ЧЕРНИКОВ

0_18d1e5_c587a1f0_orig

Владимир Васильевич Черников — подполковник ФСБ в отставке, член Красноярского отделения Русского географического общества. Недавно он проехал по так называемому «Персидскому коридору» — малоизвестному маршруту поставок в СССР военной помощи от стран-союзников по программе ленд-лиза.

— Владимир Васильевич, какой вид транспорта предпочитаете?

— Самый лучший транспорт для моих путешествий – это велосипед. У него и скорость такая, что всегда остановиться можно (сфотографировать, поговорить). И люди с уважением относятся. И намного меньше проблем с питанием и выбором ночлега. Вот так и мотаю четвертый виток вокруг планеты.

— А как возникла идея проехать «Персидский коридор»? До вас ведь никто на это не решался?

— Ну да, я оказался первопроходцем. Идею подбросил мой друг, Вячеслав Филиппов, с которым мы давно уже ставим памятные знаки летчикам, погибшим при перегоне самолетов АлСиба. Он издал книгу о поставках по ленд-лизу через Иран, которая была основана лишь на его исследованиях архивов. А мое путешествие могло бы наполнить сухие записи документов реальной жизнью. Эту книгу я провез по всему маршруту и собрал на ее страницах мнения людей из разных стран — их пожелания правителям прекратить междоусобицы ради выживания человечества, защитить мир от терроризма. Полгода ушло на подготовку и сбор сведений. Пришлось покопаться в мемуарах и научных обзорах, в основном американских и английских. К сожалению, в России о «Персидском коридоре» написано немного, часто в угоду политическим тенденциям. А ведь ленд-лиз – это яркий пример того, как идеологические противники сумели подняться над вековыми разногласиями и объединиться, чтобы спасти человечество. Между тем, современный терроризм гораздо опаснее фашизма. В такой ситуации глупо ждать вторжения инопланетян, которое наверняка заставило бы властителей вновь забыть про свои амбиции.

— Где пролегал ваш маршрут?

— Через Иран, Азербайджан, Грузию и Северную Осетию. Предполагалась и Армения, но туда я не попал, т.к. у этой республики сложные отношения с Азербайджаном и пограничный переход между странами не функционирует. В общей сложности получилось порядка 3 000 километров. Конечно, сравнивая фотографии дорог времен Великой Отечественной войны и теперешние, видишь, что это как небо и земля. Сейчас здесь везде асфальт, горные участки стали более пологими, появились тоннели. Но я все же находил старые мосты и гравийку, на которой булыжники размером с треть моего колеса. Именно таким и был путь, по которому с 1942 по 1945 год в Советский Союз шли поставки по программе ленд-лиза.

— Что именно поставляли союзники?

— По «Персидскому коридору» в СССР ввозились товары нескольких тысяч наименований. От армейских ботинок и пуговиц до авиационного бензина и взрывчатки. Везли телефонный кабель, колючую проволоку, антибиотики, свиную тушенку, зерно для посевов, винтовки, танки, самолеты и, главное, военные автомобили. Через Иран и Кавказ их перегнали около 400 тысяч. Потому что своего транспорта у нас почти не было, воевали на гражданских полуторках, тракторах, лошадях и… верблюдах. Если вовремя не подвезти бойцов, снаряды, пушки, топливо, питание — как воевать? Малоизвестный факт: все советские танки Т-34 были сделаны на американских станках, а добрая половина боевых машин отливалась из американской стали. Мой отец, танкист, был трижды ранен и не выжил бы без американского пенициллина. Значит, не родился бы ни я, ни мои братья, ни наши дети и внуки. Вот так и получилось, что эта экспедиция для меня стала очень личной.

— Владимир Васильевич, вам удалось познакомиться в Иране с кем-нибудь из тех, кто имел отношение к «Персидскому коридору»?

— Как ни удивительно, такие люди меня нашли сами. Однажды я немного заблудился в Казвине, и какой-то мужчина решил мне помочь. Он позвал дочь (та говорила по-английски), которая и помогла мне сориентироваться. А на следующий день девушка позвонила и пригласила меня в гости. Когда же я рассказал о цели своего путешествия, то вся семья пришла в восторг, потому что их дед в 1943-44 гг. был одним из тысяч иранских водителей, которые перевозили ленд-лизовские грузы. Следует отметить, что мои официальные поиски никакого результата не дали. После исламской революции 1979 года период правления шахской династии Пехлеви из истории Ирана был попросту вычеркнут. А заодно и военные годы. Поэтому никаких научных исследований этой темы в Иране в принципе не проводится. Так же, как и в Азербайджане и в Грузии, тоже по политическим мотивам.

— Вы жили в отелях? В ваших обстоятельствах быт, наверное, имел особое значение.

— Мое путешествие началось с того, что в поезде, на котором я добирался до Персидского залива, я забыл свою палатку. Поэтому ночевал, где придется. Иногда в хостелах, но чаще — в домах местных жителей. Один раз я и сам напросился, т.к. смертельно устал от ежедневных +46 по Цельсию и бесконечных подъемов. Даже в брошенном доме ночевал как-то.

— Не страшно было, ведь Иран – это страна с особыми традициями?

— Да я никогда и не думал об этом. Где-то на третий или четвертый день пути я настолько укатался, что к вечеру педали крутить уже почти не мог. В это время я проезжал провинцию Бахтиария (Юго-западный Иран), где не очень любят русских. Было уже темно, когда я постучался в первый попавшийся дом. И хозяева приняли меня вполне радушно. Я стал для них редким гостем, который искренне интересуется персидской историей. Мне показали старинные книги и национальные наряды. Как выяснилось, эти люди — коренные жители древней Персии. Выходцем из их народности был премьер-министр шахского правительства в годы войны Шапур Бахтияр, а также жена последнего шаха Сорайя Исфандияри-Бахтиари, королева Ирана.

— Языковой барьер очень мешал?

— Этот барьер я преодолел много лет назад, когда только начинал путешествовать. Особенности местной жестикуляции я осваиваю очень быстро, а тут еще и русский язык в чем-то схож с фарси — корни-то у нас одни, арийские. Иногда использовал телефонный гугл-переводчик.

— Одной из целей вашей экспедиции был поиск материальных свидетельств ленд-лиза и захоронений советских воинов. Вы нашли их?

— Кое – что. В Андимешке, где в годы войны был автосборочный завод, я обнаружил все еще функционирующие американские здания, в Казвине — аэродром, построенный нашими военными, во Владикавказе отыскал автопарк и эстакады, где ремонтировались ленд-лизовские машины, в Тегеране и Тебризе осмотрел русские захоронения. По официальным данным, в Иране погибло и умерло около 400 солдат и офицеров Красной Армии. Уходили из жизни в результате ДТП, болезней и сердечных приступов — в летние месяцы в Иране днем +60, и это на практически не обустроенных дорогах и многочисленных горных перевалах. Были и боевые потери августа-октября 1941 года — в ходе оккупации северной части страны. Многих хоронили там же, где они погибли. В лучшем случае табличку фанерную ставили и химическим карандашом на ней имя писали. Поиском этих могил сотрудники советского посольства стали заниматься только в 1953 году. Военные захоронения, которые удалось найти, перенесли в братские могилы в Казвине, Тебризе и Тегеране — туда, где стояли советские воинские гарнизоны. В Тегеране захоронение сохранилось, потому что его устроили на территории старого русского кладбища. Захоронение в Тебризе оказалось на армянском кладбище (сейчас его курирует посольство Франции, советский памятник снесен, осталось только бетонное основание). В Казвине русское кладбище было ликвидировано в 1995 году, и останки советских воинов перевезли в Тегеран. Братские могилы безымянны, и точное количество захороненных в них воинов неизвестно.

— Неужели больше никого не нашли?

— За все время было найдено только одно захоронение рядом с Исфаганом. Там разбился транспортный самолет с нашими военнослужащими. Дочка одного из военпредов (она, кстати, сейчас живет в Подмосковье) начала искать могилу отца. Консул в Исфагане оказался бывшим офицером, организовал поиски, и при помощи местных жителей обнаружил и место крушения, и само захоронение. На могиле был установлен памятник с именами погибших, и их родственники смогли там побывать.

— В одном из интервью перед поездкой вы говорили: «У этой экспедиции есть четкая цель: повторить маршрут перегона автомобилей». Удалось ее реализовать?

— Вполне. Но весь месяц, все эти тысячи километров я был уверен, что еду для того, чтобы напомнить современникам о важности объединения людей из разных стран и разных религий для выживания человечества: ведь планета у нас одна! И только добравшись до финишной точки, где базировался перегоночный автомобильный полк – в Беслан, я вдруг понял, куда так долго вела меня судьба. Взорванный школьный спортзал, детские игрушки, сотни могил и неувядающие цветы… Кажется, что воздух все еще пропитан болью и ужасом, которые пережили люди Беслана в сентябрьские дни 2004 года. Как и все, я тоже знал о той трагедии. Но когда увидел дыры в стенах от пуль и взрывов, подвешенных к баскетбольным кольцам мин, обгоревшую шведскую стенку и счастливые улыбки на фотографиях погибших; поговорил с матерью девочки, тело которой вытащили из-под обломков крыши без руки и ноги, то из общечеловеческого это чувство переросло в мое собственное, кровное.

Безусловно, о подвигах советских солдат, о помощи стран-союзников забывать нельзя. Ленд-лиз сохранил жизнь миллионам людей и на годы ускорил окончание войны. Но не менее важно объяснить современным поколениям, что терроризм – это зло, еще более беспощадное к человеческой цивилизации. В Городе-герое Владикавказе, на встрече в Северо-Осетинском отделении Русского географического общества я предложил создать памятник советским воинам — участникам «Персидского коридора», которые своим трудом реально приблизили Победу. Символично это или нет, но обелиск окажется неподалеку от мемориального кладбища «Город ангелов». Как напоминание о войне Отечественной, священной, и о страшной чуме – терроризме. Это будет памятник во имя жизни!




Рекомендуем посетить