◊ ◊ ◊День в истории 22 марта ◊ ◊ ◊450 г. — Начало народно-освободительного восстания в Кавказской Албании, Армении и Иберии, направленного против господства сасанидского Ирана. ◊ ◊ ◊1282 г. — Началось восстание валлийцев за независимость Уэльса. ◊ ◊ ◊1594 г. — Генрих IV овладел Парижом, за что заслужил прозвище «Великий». ◊ ◊ ◊1599 г. — Родился Антон ван Дейк, фламандский живописец (ум. 1641). ◊ ◊ ◊1633 г. — Галилео Галилей отрекся от своих научных изысканий на том самом месте, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор. ◊ ◊ ◊1675 г. — Король Англии Карл II основывает Королевскую обсерваторию в Гринвиче. Меридиан, проходивший через обсерваторию, был принят английскими моряками за точку отсчёта. До этого времени и ещё много лет после в качестве нулевого меридиана выбиралась долгота порта отбытия или столицы соответствующего государства. Лишь в конце XIX века международное сообщество пришло к согласию считать нулевым Гринвичский меридиан. ◊ ◊ ◊1725 г. — Вступление в подданство России кубачинцев.* ◊ ◊ ◊1793 г. — Священная Римская империя объявила войну Франции. ◊ ◊ ◊1832 г. — Умер Иоганн Вольфганг Гёте (р. 1749), немецкий учёный и писатель («Фауст», «Страдания юного Вертера», «Поэзия и правда»). ◊ ◊ ◊1841 г. — В США запатентовано производство крахмала. ◊ ◊ ◊1859 г. — В Австралии (Мельбурн) учреждена первая в мире рабочая партия — Политическая трудовая лига Виктории ◊ ◊ ◊1882 г. — Конгресс США запрещает многоженство. ◊ ◊ ◊1888 г. — В Лондоне представители двенадцати футбольных клубов договорились об образовании Английской футбольной лиги. ◊ ◊ ◊1889 г. — Восстание политических ссыльных в Якутске ◊ ◊ ◊1895 г. — В Париже братья Люмьер впервые продемонстрировали фильм специально приглашённой публике. На белом полотне зрители увидели рабочих, выходящих после работы с фабрики. ◊ ◊ ◊1907 г. — В Лондоне на улицах появились первые такси со счётчиками. ◊ ◊ ◊1910 г. — Родился Кияс Меджидов, лезгинский писатель и драматург, народный писатель Дагестана. ◊ ◊ ◊1915 г. — Падение австрийской крепости Перемышль, одна из крупнейших побед Русской Императорской армии в Первой мировой войне, одержанная в ходе зимней операции в Карпатах. ◊ ◊ ◊1917 г. — В России вводится 8 часовой рабочий день. ◊ ◊ ◊1917 г. — США первыми признали Временное правительство в России. ◊ ◊ ◊1920 г. — Начались массовые убийства армянского населения города Шуша (Нагорный Карабах) ◊ ◊ ◊1924 г. — Родился Ахе?д Гаджимура?дович Ага?ев, лезгинский советский и российский философ, филолог, писатель, публицист, общественный деятель. Заслуженный деятель науки РСФСР и Дагестанской АССР. Кандидат филологических наук, доктор философских наук, профессор. Член Союза писателей России, лауреат Республиканский премии имени Э. Капиева и мировой международной премии Дж. Сороса, кавалер ряда боевых и трудовых наград. Монографии и статьи Агаева издавались за рубежом: в ГДР, Польше, Болгарии, Чехословакии, Венгрии и Румынии. Автор более 100 научных книг и статей, в том числе художественных произведений — повести «Надежда», романов «Лезгины», «Расколотое солнце» и др. Автор монографий о Нажмудине Самурском, шейхе Магомед-эфенди Ярагском, Етиме Эмине, Сулеймане Стальском, Алибеге Фатахове. ◊ ◊ ◊1935 г. — Персия стала официально называться Ираном. ◊ ◊ ◊1943 г. — Сожжение Хатыни вместе с её населением фашистами. ◊ ◊ ◊1945 г. — В Каире учреждена Лига арабских государств, в состав которой вошли Египет, Сирия, Ирак, Ливан, Трансиордания (ныне Иордания), Саудовская Аравия и Йемен. ◊ ◊ ◊1945 г. — Был совершён налёт Англо-американской стратегической авиации на немецкий город Хильдесхайм в результате которого количество жертв среди гражданского населения превысило тысячу человек. ◊ ◊ ◊1951 г. — Постановлением Совета Министров СССР создается Центральная студия телевидения (впоследствии Центральное телевидение СССР), ◊ ◊ ◊1964 г. — В Индии впыхнули антимусульманские волнения. ◊ ◊ ◊1965 г. — США объявляют об использовании ими газового оружия во Вьетнаме. ◊ ◊ ◊1979 г. — Террористы из Ирландской РА убили посла Великобритании в Нидерландах. ◊ ◊ ◊1989 г. — В испытательном полёте самолёта Ан-225 «Мрия» установлено 109 мировых рекордов. ◊ ◊ ◊2004 г. — Москва-река объявлена самой грязной в Центральной России. ◊ ◊ ◊2010 г. — Умерла Толкунова, Валентина Васильевна (р. 1946), советская и российская певица. Народная артистка РСФСР (1987). ◊ ◊ ◊Источник: alpan365.ru

Иконка YouTube

Иконка facebook

Иконка контакт

Иконка однаклассники

ВЛАДИМИР ЧЕРНИКОВ: «ПЕРСИДСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР УСКОРИЛ ОКОНЧАНИЕ ВОЙНЫ»

Материал добавлен: 02.11.2018 в 13:09

ЧЕРНИКОВ

0_18d1e5_c587a1f0_orig

Владимир Васильевич Черников — подполковник ФСБ в отставке, член Красноярского отделения Русского географического общества. Недавно он проехал по так называемому «Персидскому коридору» — малоизвестному маршруту поставок в СССР военной помощи от стран-союзников по программе ленд-лиза.

— Владимир Васильевич, какой вид транспорта предпочитаете?

— Самый лучший транспорт для моих путешествий – это велосипед. У него и скорость такая, что всегда остановиться можно (сфотографировать, поговорить). И люди с уважением относятся. И намного меньше проблем с питанием и выбором ночлега. Вот так и мотаю четвертый виток вокруг планеты.

— А как возникла идея проехать «Персидский коридор»? До вас ведь никто на это не решался?

— Ну да, я оказался первопроходцем. Идею подбросил мой друг, Вячеслав Филиппов, с которым мы давно уже ставим памятные знаки летчикам, погибшим при перегоне самолетов АлСиба. Он издал книгу о поставках по ленд-лизу через Иран, которая была основана лишь на его исследованиях архивов. А мое путешествие могло бы наполнить сухие записи документов реальной жизнью. Эту книгу я провез по всему маршруту и собрал на ее страницах мнения людей из разных стран — их пожелания правителям прекратить междоусобицы ради выживания человечества, защитить мир от терроризма. Полгода ушло на подготовку и сбор сведений. Пришлось покопаться в мемуарах и научных обзорах, в основном американских и английских. К сожалению, в России о «Персидском коридоре» написано немного, часто в угоду политическим тенденциям. А ведь ленд-лиз – это яркий пример того, как идеологические противники сумели подняться над вековыми разногласиями и объединиться, чтобы спасти человечество. Между тем, современный терроризм гораздо опаснее фашизма. В такой ситуации глупо ждать вторжения инопланетян, которое наверняка заставило бы властителей вновь забыть про свои амбиции.

— Где пролегал ваш маршрут?

— Через Иран, Азербайджан, Грузию и Северную Осетию. Предполагалась и Армения, но туда я не попал, т.к. у этой республики сложные отношения с Азербайджаном и пограничный переход между странами не функционирует. В общей сложности получилось порядка 3 000 километров. Конечно, сравнивая фотографии дорог времен Великой Отечественной войны и теперешние, видишь, что это как небо и земля. Сейчас здесь везде асфальт, горные участки стали более пологими, появились тоннели. Но я все же находил старые мосты и гравийку, на которой булыжники размером с треть моего колеса. Именно таким и был путь, по которому с 1942 по 1945 год в Советский Союз шли поставки по программе ленд-лиза.

— Что именно поставляли союзники?

— По «Персидскому коридору» в СССР ввозились товары нескольких тысяч наименований. От армейских ботинок и пуговиц до авиационного бензина и взрывчатки. Везли телефонный кабель, колючую проволоку, антибиотики, свиную тушенку, зерно для посевов, винтовки, танки, самолеты и, главное, военные автомобили. Через Иран и Кавказ их перегнали около 400 тысяч. Потому что своего транспорта у нас почти не было, воевали на гражданских полуторках, тракторах, лошадях и… верблюдах. Если вовремя не подвезти бойцов, снаряды, пушки, топливо, питание — как воевать? Малоизвестный факт: все советские танки Т-34 были сделаны на американских станках, а добрая половина боевых машин отливалась из американской стали. Мой отец, танкист, был трижды ранен и не выжил бы без американского пенициллина. Значит, не родился бы ни я, ни мои братья, ни наши дети и внуки. Вот так и получилось, что эта экспедиция для меня стала очень личной.

— Владимир Васильевич, вам удалось познакомиться в Иране с кем-нибудь из тех, кто имел отношение к «Персидскому коридору»?

— Как ни удивительно, такие люди меня нашли сами. Однажды я немного заблудился в Казвине, и какой-то мужчина решил мне помочь. Он позвал дочь (та говорила по-английски), которая и помогла мне сориентироваться. А на следующий день девушка позвонила и пригласила меня в гости. Когда же я рассказал о цели своего путешествия, то вся семья пришла в восторг, потому что их дед в 1943-44 гг. был одним из тысяч иранских водителей, которые перевозили ленд-лизовские грузы. Следует отметить, что мои официальные поиски никакого результата не дали. После исламской революции 1979 года период правления шахской династии Пехлеви из истории Ирана был попросту вычеркнут. А заодно и военные годы. Поэтому никаких научных исследований этой темы в Иране в принципе не проводится. Так же, как и в Азербайджане и в Грузии, тоже по политическим мотивам.

— Вы жили в отелях? В ваших обстоятельствах быт, наверное, имел особое значение.

— Мое путешествие началось с того, что в поезде, на котором я добирался до Персидского залива, я забыл свою палатку. Поэтому ночевал, где придется. Иногда в хостелах, но чаще — в домах местных жителей. Один раз я и сам напросился, т.к. смертельно устал от ежедневных +46 по Цельсию и бесконечных подъемов. Даже в брошенном доме ночевал как-то.

— Не страшно было, ведь Иран – это страна с особыми традициями?

— Да я никогда и не думал об этом. Где-то на третий или четвертый день пути я настолько укатался, что к вечеру педали крутить уже почти не мог. В это время я проезжал провинцию Бахтиария (Юго-западный Иран), где не очень любят русских. Было уже темно, когда я постучался в первый попавшийся дом. И хозяева приняли меня вполне радушно. Я стал для них редким гостем, который искренне интересуется персидской историей. Мне показали старинные книги и национальные наряды. Как выяснилось, эти люди — коренные жители древней Персии. Выходцем из их народности был премьер-министр шахского правительства в годы войны Шапур Бахтияр, а также жена последнего шаха Сорайя Исфандияри-Бахтиари, королева Ирана.

— Языковой барьер очень мешал?

— Этот барьер я преодолел много лет назад, когда только начинал путешествовать. Особенности местной жестикуляции я осваиваю очень быстро, а тут еще и русский язык в чем-то схож с фарси — корни-то у нас одни, арийские. Иногда использовал телефонный гугл-переводчик.

— Одной из целей вашей экспедиции был поиск материальных свидетельств ленд-лиза и захоронений советских воинов. Вы нашли их?

— Кое – что. В Андимешке, где в годы войны был автосборочный завод, я обнаружил все еще функционирующие американские здания, в Казвине — аэродром, построенный нашими военными, во Владикавказе отыскал автопарк и эстакады, где ремонтировались ленд-лизовские машины, в Тегеране и Тебризе осмотрел русские захоронения. По официальным данным, в Иране погибло и умерло около 400 солдат и офицеров Красной Армии. Уходили из жизни в результате ДТП, болезней и сердечных приступов — в летние месяцы в Иране днем +60, и это на практически не обустроенных дорогах и многочисленных горных перевалах. Были и боевые потери августа-октября 1941 года — в ходе оккупации северной части страны. Многих хоронили там же, где они погибли. В лучшем случае табличку фанерную ставили и химическим карандашом на ней имя писали. Поиском этих могил сотрудники советского посольства стали заниматься только в 1953 году. Военные захоронения, которые удалось найти, перенесли в братские могилы в Казвине, Тебризе и Тегеране — туда, где стояли советские воинские гарнизоны. В Тегеране захоронение сохранилось, потому что его устроили на территории старого русского кладбища. Захоронение в Тебризе оказалось на армянском кладбище (сейчас его курирует посольство Франции, советский памятник снесен, осталось только бетонное основание). В Казвине русское кладбище было ликвидировано в 1995 году, и останки советских воинов перевезли в Тегеран. Братские могилы безымянны, и точное количество захороненных в них воинов неизвестно.

— Неужели больше никого не нашли?

— За все время было найдено только одно захоронение рядом с Исфаганом. Там разбился транспортный самолет с нашими военнослужащими. Дочка одного из военпредов (она, кстати, сейчас живет в Подмосковье) начала искать могилу отца. Консул в Исфагане оказался бывшим офицером, организовал поиски, и при помощи местных жителей обнаружил и место крушения, и само захоронение. На могиле был установлен памятник с именами погибших, и их родственники смогли там побывать.

— В одном из интервью перед поездкой вы говорили: «У этой экспедиции есть четкая цель: повторить маршрут перегона автомобилей». Удалось ее реализовать?

— Вполне. Но весь месяц, все эти тысячи километров я был уверен, что еду для того, чтобы напомнить современникам о важности объединения людей из разных стран и разных религий для выживания человечества: ведь планета у нас одна! И только добравшись до финишной точки, где базировался перегоночный автомобильный полк – в Беслан, я вдруг понял, куда так долго вела меня судьба. Взорванный школьный спортзал, детские игрушки, сотни могил и неувядающие цветы… Кажется, что воздух все еще пропитан болью и ужасом, которые пережили люди Беслана в сентябрьские дни 2004 года. Как и все, я тоже знал о той трагедии. Но когда увидел дыры в стенах от пуль и взрывов, подвешенных к баскетбольным кольцам мин, обгоревшую шведскую стенку и счастливые улыбки на фотографиях погибших; поговорил с матерью девочки, тело которой вытащили из-под обломков крыши без руки и ноги, то из общечеловеческого это чувство переросло в мое собственное, кровное.

Безусловно, о подвигах советских солдат, о помощи стран-союзников забывать нельзя. Ленд-лиз сохранил жизнь миллионам людей и на годы ускорил окончание войны. Но не менее важно объяснить современным поколениям, что терроризм – это зло, еще более беспощадное к человеческой цивилизации. В Городе-герое Владикавказе, на встрече в Северо-Осетинском отделении Русского географического общества я предложил создать памятник советским воинам — участникам «Персидского коридора», которые своим трудом реально приблизили Победу. Символично это или нет, но обелиск окажется неподалеку от мемориального кладбища «Город ангелов». Как напоминание о войне Отечественной, священной, и о страшной чуме – терроризме. Это будет памятник во имя жизни!




Рекомендуем посетить