◊ ◊ ◊Продам дом, 12 соток, с. Лебяжье. Тел.: 8-950-985-80-35 ◊ ◊ ◊Продам однокомнатную квартиру, 600 000 рублей. Тел.: 8-902-551-74-05 ◊ ◊ ◊Обменяю благоустроенную квартиру на земле на двухкомнатную у/п, по договоренности. Тел.: 8-950-422-07-90 ◊ ◊ ◊Продам однокомнатную квартиру 600 тысяч рублей. Тел.: 8-902-551-74-05 ◊ ◊ ◊Продам двухкомнатную квартиру, цена 350 тысяч рублей. Тел.: 8-923-451-09-10 ◊ ◊ ◊Срочно продам двухкомнатную, п/б квартиру на первом этаже, вода, печное отопление, имеются хозпостройки, 350 тысяч рублей. Тел.: 8-923-451-04-10 ◊ ◊ ◊Продам трехкомнатную благоустроенную квартиру на земле, ул. Устиновича, 10, кв. 2. Тел.: 8-952-749-95-05 ◊ ◊ ◊Трехкомнатную квартиру на земле, п/б. Возможна рассрочка. Тел.: 8-913-037-84-27, 8-983-256-74-03 ◊ ◊ ◊Продам трехкомнатную квартиру, с. Беллык. Тел.: 8-952-749-44-54 ◊ ◊ ◊Продам трехкомнатную квартиру, 950 тысяч рублей, гараж 38 кв.м., в районе почты, 200 тысяч рублей, дом, 40 кв.м., на земле, 8 соток, 800 тысяч рублей, торг. Тел.: 8-950-410-64-28 ◊ ◊ ◊Продам дом п/б, есть огород, гараж, банька. Тел.: 8-923-341-07-03 ◊ ◊ ◊Продам дом, 12 соток, с. Лебяжье. Тел.: 8-950-985-80-35 ◊ ◊ ◊Обменяю благоустроенную квартиру на земле на двухкомнатную у/п, по договоренности. Тел.: 8-950-422-07-90 ◊ ◊ ◊Продам два дачных участка по 10 соток. Тел.: 8-923-341-07-03 ◊ ◊ ◊Продам Лада Нива 212140, 2010 г/в, ХТС. Тел.: 8-923-273-82-71 ◊ ◊ ◊Продам ВАЗ 2107, 1991 года выпуска, 30 тысяч рублей. Тел.: 8-923-582-23-58 ◊ ◊ ◊Продам юпитер ИЖ, квадроцикл, зимнюю будку. Тел.: 8-950-985-14-75 ◊ ◊ ◊Продам сено в рулонах. Тел.: 8-950-993-19-76 ◊ ◊ ◊Куплю японский грузовик. Тел.: 8-902-925-41-71 ◊ ◊ ◊Куплю металлолом, холодильники, стиральные машины, телевизоры, аккумуляторы, цветные металлы; шкуры КРС, черемуху. Подъезжаем. Тел.: 8-950-418-48-22 ◊ ◊ ◊Сниму квартиру или дом в аренду с семьей. Тел.: 8-923-572-07-87 ◊ ◊ ◊Отдам в добрые руки красивых, здоровых котят от хорошей кошки-мышеловки. Тел.: 8-950-437-59-62 ◊ ◊ ◊Отдам в хорошие, добрые руки сиамских: кота, кошку и котенка. Тел.: 8-902-468-66-09 ◊ ◊ ◊Отдам котят от кошки полубританки, в хорошие руки. Тел.: 8-913-576-98-03

Иконка YouTube

Иконка facebook

Иконка майл

Иконка контакт

Иконка однаклассники

Иконка ок

Иконка вконтакте

К ЦЕНТРУ БАЙКАЛА

Материал добавлен: 23.04.2018 в 16:23

Красноярский путешественник добрался до географического центра легендарного озера

c9b3717a39468e57f5bd5e539a537adb

e97fad23721c0284fc14df8970fe5e7f

Известный красноярский путешественник, член Русского географического общества Владимир Черников вернулся из очередной экспедиции по Байкалу. Проехав на велосипеде по льду более 300 километров, он добрался до географического центра самого глубокого озера на планете. Об этом сообщили в Экспедиционном центре РГО Сибирского Федерального округа.

Кое-какие результаты у нас уже есть. Предварительно: а) географический центр озера получился в северной части острова Ольхон в точке с координатами 53°16’ 09.3» N / 107°38’ 34.5» E. Здесь сумма расстояний до всех вершин контура береговой линии минимальна;

б) геометрический центр озера – центроид находится примерно – посередине между мысом Хобой и Ушканьими островами недалеко от мыса Святой Нос в точке с координатами 53°31’ 52.4» N / 108°15’ 9.4»E.

А теперь вопрос: могут ли эти расчеты стать темой для диссертации?

Если уж решать такую задачу, то в общем виде, для любого объекта на карте. Этот вопрос не ко мне. Но могу сказать, что дело оказалось сложнее, чем я думал. Методика запатентована и апробирована на пространственных территориях: областях, районах, населенных пунктах. Главное, чтобы были четко очерченные границы.

 В 1999 году началась работа международной группы специалистов по созданию новой, более точной батиметрической (глубинной) карты Байкала. Цель проекта состояла в том, чтобы повторно собрать исходные данные зондирования, которые использовались для карт 1992 года, оцифровать их и исправить в соответствии с последними сведениями о скорости звука в пресной воде. Команда проекта INTAS 99-1669 (2006): DeBatist M., Канальс М., Шерстянкин П., Алексеев С.  Проект финансировался INTAS (Международная ассоциация содействия сотрудничеству с учеными из новых независимых государств бывшего Советского Союза).

Зона: остров  Ольхон – полуостров Святой Нос. Фотографии предоставлены П. П. Шерстянкиным, с которым я веду переписку по поводу возможного расчета центра тяжести вод Байкала. Проекция этого места на поверхность может стать еще одной достопримечательностью озера.

Скоро март, на который запланировано продолжение темы. В Сибирском университете геосистем и технологий (г. Новосибирск) по просьбе Красноярского отделения Русского географического общества заканчиваются точные расчеты местонахождения географического центра Байкала. Однако уже ясно, что он проецируется на центральную часть острова Ольхон в точке с координатами 53°13’05.3» N, 107°27’27.5» E.

План такой: берем билеты до Иркутска и оттуда своим ходом едем на остров Ольхон. Ночлеги планируются исключительно в тепле. Питание в кафешках и на турбазах, иногда придется готовить и на горелке. Ключевое событие маршрута – сооружение символа памятного знака в указанном выше месте, поиск энтузиастов и согласование возможности установления стационарного знака. А пока мы сделали его настольный аналог – в виде сувенира. Ледовая обстановка благоприятная. Очень надеюсь, что в этот раз пешком идти нигде не придется.

«Свет в окошке»

Из-за проблем с изготовлением настольных знаков моя поездка постоянно откладывалась. Но как только знаки были готовы, я тут же сел в поезд и отправился в Иркутск.

В столицу Восточной Сибири прибыл 23 марта рано утром. Тут же, на вокзале, выгодно сторговался с таксистом и через час оказался в центре Листвянки. Завтракаю у торгующих на рынке таджиков, беру с собой пару чебуреков – на перекусы и съезжаю на лед. В районе Листвянки местами он прилично протаял, особенно в районе устья Ангары, но дальше все нормально. Кроме того, что чистого льда я не вижу километров 15 и еду по снегу старым автомобильным следом. Теплеет: уже +2.

Поначалу досаждают прибрежные надвиги и поперечные трещины. Но вскоре и к ним притерпелся, наловчившись ставить велосипед поперек и, опираясь на него, лихо перепрыгивать открытую воду. Пару раз все же проваливаюсь, но не глубоко. По крайней мере, воду ботинками не черпаю. Около д. Большие Коты лед полностью от снега очистился.  Кордон на мысе Кадильном пролетаю мимо – не могу отказать себе в удовольствии нестись по чистому льду с попутным ветром. Да и надвиги неслабые около берега – много времени потеряю.  

По традиции обедаю в Большом Голоустном – в кафе своих знакомых – и гоню дальше. На горизонте – бухта Песчаная.

Вообще-то я хотел там переночевать, но начальник метеостанции, Сергей Романов, отправляет меня дальше: мол, к нему приехали родственники, спать негде и даже баня будет занята. А вот на кордоне Харгино места много и посторонних никого нет. Еще 9 км? Пустяк! Как раз около сотни получится.  Доезжаю быстро. Но трачу еще около часа, пока удается найти перелазы в прибрежных надвигах.

Лесника нет – уехал на время в родную деревню, оставив на хозяйстве своего друга-товарища. Алексей, как выяснилось, тоже живет здесь почти постоянно: пасет лошадей и сдает койки заезжим туристам. Его гостеприимством я и воспользовался, пожертвовав на общий ужин банку тушенки. Слово за слово, хозяин разговорился и неожиданно огорошил меня существованием неподалеку дореволюционного карьера по добыче кварцевого песка для местных стеклозаводов. Соответственно, мои планы на утро резко меняются. Тем более  что и попутчик объявился – Тимофей Ольшевский, турист из С-Петербурга, который прибился в нашу компанию, увидев со льда свет в окошке.  Выходим пораньше, чтобы мокрый снег не месить. Проходим по логу два с небольшим километра и натыкаемся на аншлаг с подробным текстом, описывающим историю открытия и функционирования прииска. Вот уж не думал, что какой-то песок может быть так знаменит. Да и само производство просто поражает: железный лоток, бункеры, тачки, вагонетки, узкоколейка и глубоченные шахты. До последних мы, правда, не добираемся – туда снега по пояс. Зато всем остальным наслаждаемся в полной мере. Где еще такое увидишь? У нас-то в 1990-е все на металлолом разграбили. Подъем наверх очень крут. Не представляю, как с ним справлялись женщины? А они ведь еще и скатывались вместе с песком вниз, пробивая заторы тяжеленным двухметровым пихлом.

Кварцит вручную отбивался кайлом, который был единственным орудием труда забойщиков. Затем порода загружалась в вагонетки и по рельсовой дороге доставлялась к лотку. После эстафету подхватывали лотошницы — в основном молодые женщины. Ссыпая песок в лоток, они бежали вместе с ним вниз, подталкивая его пихлом. Добежав до нижней части, ловко спрыгивали с лотка, чтобы не угодить в кузов телеги. Обратно возвращаемся уже к обеду. Велоботы у меня насквозь мокрые, и я утепляюсь полиэтиленовыми пакетами.

Доедаем вчерашнее, вкручиваю Тимофею шурупы в ботинки, чтобы больше не падал, и расстаемся – теперь дороги у нас разные.  До Бугульдейки доезжаю без приключений. Конечно, трещин меньше не стало, да и лед со снежными переметами. Еще 5 км – и вот она, Куяда, где живет мой байкальский друг Слава Боргеев, местный предприниматель, построивший на родине своих предков довольно популярную у иностранцев турбазу.

Думал только немного пообщаться, но сел за стол, выпил бурятского тарасуна, да и остался – раз уж пошли разговоры о смысле жизни и человеческом предназначении. Да и куда торопиться? Завтра хоть как до МРС доеду, а если с ветром повезет, то и до Хужира.

Утром сходили на кладбище (нужно было «пообщаться» с душами родителей Славы), потом позавтракали, опять поговорили, зашли в гости к тем, другим... Заинтересовавшись моим проектом, двоюродный брат моего товарища, Сергей Боргеев, предложил назвать географический центр сакральной для бурят «Пуповиной Байкала».

Сквозь пургу и ветер…

Короче, уезжаю из Куяды я только к обеду. А около 15 часов в районе устья Анги началась буря: шквалы так и крутят, и налетают со все сторон.

Ехать почти невозможно. Но я все равно упираюсь и часто падаю из-за того, что руль ветром заламывает.

Один раз чуть до катастрофы дело не дошло. Упал особенно жестко, колено и локоть в кровь разбил. Пока соображал что к чему, меня ветром мощно понесло вместе с велосипедом. И в какие-то мгновения я уже скольжу по наклонившейся льдине в полынью, образовавшуюся около огромной трещины...

(АП)

(Продолжение следует)




Рекомендуем посетить