◊ ◊ ◊День в истории 24 мая ◊ ◊ ◊457 г. — Начало антисасанидского восстания в Кавказской Албании (Алпании) во главе с Ваче II. Персы подавили восстание и разорили значительную часть страны. ◊ ◊ ◊827 г. — Родился Кирилл (Константин) (ум. 869), Святой равноапостольный. Основоположник славянской письменности. ◊ ◊ ◊1543 г. — Умер Николай Коперник, — гениальный польский астроном, математик, экономист, каноник. ◊ ◊ ◊1571 г. — Крымский хан Девлет-Гирей сжег Москву. ◊ ◊ ◊1622 г., май — Грамота царя Михаила Федоровича крым-шамхалу Эльдару о принятии его на русскую службу ◊ ◊ ◊1722 г. — Начало Каспийского похода Петра I. ◊ ◊ ◊1800 г. — В Петербурге прошли похороны А. В. Суворова. ◊ ◊ ◊1804 г. — Россия и Пруссия заключают военный союз, направленный против Франции. ◊ ◊ ◊1821 г. — Объявление в Майртупской мечети муллы Магомеда Майртупского духовным вождем Чечни. ◊ ◊ ◊1825 г. — Общечеченский съезд в с. Майртуп. Избрание на съезде имамом Чечни Магомы (Магомета) Кудуклинского (из Дагестана), сподвижника Магомеда Ярагского. ◊ ◊ ◊1826 г. — Николай I издал манифест о незыблемости крепостного права ◊ ◊ ◊1844 г. — Телеграфом Морзе отправлена первая телеграмма из Вашингтона в Балтимор. ◊ ◊ ◊1845 г. — Принятие на казенный счет в кадетский корпус детей знатных горцев. ◊ ◊ ◊1855 г. — В Петербурге в Летнем саду открыт памятник баснописцу И. А. Крылову работы скульптора П. К. Клодта. ◊ ◊ ◊1866 г. — Цензурой приостановлено издание журнала «Современник» ◊ ◊ ◊1883 г. — В Нью-Йорке открыт Бруклинский мост. ◊ ◊ ◊1889 г., май — Учреждение в Касумкенте (Дагестан) почтово-телеграфного отделения. ◊ ◊ ◊1905 г. — Родился Михаил Александрович Шолохов, русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1965 года (ум. 1984). ◊ ◊ ◊1915 г. — Русский генерал Лавр Корнилов (будущий лидер белого движения) отчислен из рядов русской армии в связи с нахождением в плену. ◊ ◊ ◊1919 г. — В Хельсинки генерал Николай Юденич создал Политическое совещание — правительство для Северо-Запада России. Оно пыталось добиться отправки 100-тысячной финской армии для захвата Петрограда ◊ ◊ ◊1920 г. — Президент Франции Поль Дешанель ночью выпал из поезда (позже его нашли бредущим по шпалам в пижаме). ◊ ◊ ◊1922 г. — Первый приступ инсульта у В. И. Ленина. ◊ ◊ ◊1925 г. — Вышел в свет первый номер газеты «Комсомольская правда». ◊ ◊ ◊1932 г. — Открыто регулярное почтово-грузовое воздушное сообщение между Ленинградом и Москвой. ◊ ◊ ◊1940 г. — Родился Иосиф Бродский (ум. 1996), русский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года. ◊ ◊ ◊1941г. — Германский линкор «Бисмарк» в Датском проливе потопил гордость британского флота линейный крейсер «Худ». ◊ ◊ ◊1949 г. — Пуск первой советской геофизической ракеты В-1А. Начало регулярных научных исследований верхних слоёв атмосферы. ◊ ◊ ◊1950 г. — Американские самолеты, нарушив границу Германской Демократической Республики, вторглись в ее пределы и сбросили огромное количество колорадского жука на поля ГДР. ◊ ◊ ◊1960 г. — Состоялся первый полёт пассажирского самолёта Ту-124 ОКБ А. Н. Туполева ◊ ◊ ◊1977 г. — Отправлен в отставку Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорный. ◊ ◊ ◊1982 г. — Принятие Продовольственной программы по инициативе секретаря ЦК Михаила Горбачёва. ◊ ◊ ◊1992 г. — В Москве на Славянской площади открыт памятник Кириллу и Мефодию. ◊ ◊ ◊2001 г. — В русской Википедии появилась первая статья ◊ ◊ ◊2003 г. — Памятник маршалу Ивану Христофоровичу Баграмяну открыт в Ереване. ◊ ◊ ◊2006 г. — Запущен проект wikimapia. ◊ ◊ ◊2007 г. — В российский кинопрокат вышел фильм Гора Вербински «Пираты Карибского моря: На краю света» ◊ ◊ ◊Источник: alpan365.ru

Иконка YouTube

Иконка facebook

Иконка контакт

Иконка однаклассники

К ЦЕНТРУ БАЙКАЛА

Материал добавлен: 28.04.2018 в 15:05

Красноярский путешественник добрался до географического центра легендарного озера

498636

1548112393631627_8bdd

Известный красноярский путешественник, член Русского географического общества Владимир Черников вернулся из очередной экспедиции по Байкалу. Проехав на велосипеде по льду более 300 километров, он добрался до географического центра самого глубокого озера на планете. Об этом сообщили в Экспедиционном центре РГО Сибирского Федерального округа.

Остановился каким-то чудом – ноги в шипованых ботинках на лед удалось поставить. Вода рядом плещется. Кое-как сел и строго против ветра на четвереньках с трудом пополз прочь от трещины. И велосипед за собой тащу – друга ведь в беде не бросишь. Около получаса таким образом пробивался к берегу, где наконец-то смог укрыться от ветра за камнями, попить чаю и одеться потеплее. Посмотрел на карту: за поворотом должна быть бухта Ая, а там знакомые по прошлым поездкам домики. Пока отдыхал и с мыслями собирался, вижу – черная точка приближается. Надо же: это мотоцикл с коляской! И на нем два бурята с ружьями – нерпу, наверное, браконьерили, слишком много ее нынче развелось. Подъехали, пообщались: «Помощь нужна?». Но я уже пришел в себя и успокоил охотников: мол, не впервой, сам доберусь. Странно, но они мне поверили.

Люди уехали, и я снова выбираюсь на лед. Стараюсь ехать, по возможности, только против ветра или, наоборот, по нему (хотя мне и не по пути), или даже поперек, но с сильным наклоном велосипеда (чревато падением при непредсказуемой смене силы и направления ветра). Тормозить нельзя или вообще бесполезно. Но постепенно приспосабливаюсь. Огибаю мыс и решаю в бухту не ехать. Ветер, конечно, слабее не стал, но резкие порывы прекратились (крутит, оказывается, только около скал и на выходе падей), и даже немного в спину иногда получается.

В общем, ровно четыре часа меня этот ветер мучил. А в Ольхонских воротах вообще стал встречным, но уже послабее – видимо, нагретая днем почва остыла.

Однако на этом мои приключения не заканчиваются. День-то жарким выдался, градусов 7 было. И в заливах около МРС (Сахюрта) воды немало натаяло, да еще ветром нагнало – сантиметров 15-20 глубиной. Еду-хлюпаю, сил уже нет, а останавливаться нельзя.

Заехал в поселок, позвонил по разным телефонам: нигде нет возможности постирать-помыться и нигде меня не хотят угостить ужином: мол, поспал и сваливай.

Пришлось идти в «Ветер странствий». Там хоть и дороже в два раза, но в номере есть душ с горячей водой, да и столовая еще работает. Наутро ветер стих. Встал пораньше в надежде, что за ночь вода на льду хоть сколько-то подмерзнет. Завтракать не стал: у меня еще есть сало, хлеб и половина огурца – в дороге поем.

До Хужира – 40 км с небольшим. Добираюсь довольно быстро, поскольку на острова не заезжаю и на фотографирование наплесков особо не отвлекаюсь. Дорога прокатана лишь частично – после острова Огой (это где буддийская ступа) пошли трещины, и потому транспорт там уже не ходит. А перед Хужиром вообще колобовника метров 200 натолкло. Но на велосипеде я проезжаю. И на берег сквозь проталины выбираюсь – все же рано нынче весна наступила. Сразу иду к своим гостеприимным друзьям – художникам Ощепковым. Там и ночую, и даже в бане парюсь.В тот же день иду в местный музей. Потом в сувенирную лавку, где обнаруживаю магнит с указанием неправильной глубины Байкала. Надо бы написать письмо производителю – пусть исправит на 1642 м.

Родственные души

В Островном лесничестве нацпарка ФГПУ «Заповедное Прибайкалье» знакомлюсь с недавно назначенным и.о. руководителя Антоном Викторовичем Карелиным. Вручаю и ему свой настольный сувенир.

Надо сказать, что многими обывателями мой проект до этого воспринимался довольно скептически: ерунда это, кому нужно? А тут я неожиданно наталкиваюсь на совершенно искренний интерес. Мы садимся в УАЗ-Патриот и уже через полчаса оказываемся на месте. По коровьей тропке идем во 2-й квартал лесничества, где солнечный сосновый лес, девственная поляна, нежные песчаники: настоящий рай после пережитого накануне!

В восторженном настроении сооружаем из валявшихся неподалеку жердей подобие символа и пожимаем друг другу руки: Русское географические общество и национальный парк «Заповедное Прибайкалье» в этом деле теперь партнеры!

Потому что в лесничестве есть и трактор, и КамАЗ с крановой стрелой. И рабочие, и где каменные глыбы взять для сооружения стелы, они тоже знают. В общем, все сами сделают, потому как заинтересованы – развитие познавательного туризма является одной из задач нацпарка. И теперь на их территории появится еще один туристический объект. Да и под присмотром он будет, иначе загадят.

Ровесники динозавров

Кстати, Карелин рассказал мне про два вулканических конуса на западном берегу Байкала – Кедровый и Солнечный.

Говорит, что их со льда отлично видно. Это вершины хребта в районе мысов Покойники и Среднего и Верхнего Кедровых. Они – древнейшие на земле вулканы, которые извергались тогда, когда на земле не то что людей – динозавров не было! Так что новая тема для очередного весеннего похода по Байкалу уже появилась. Я и план набросал: стартуем из Усть-Баргузина, потом по льду 95 км до Онгурена (самое широкое место озера, наверняка мало кто на велосипеде ездил), а оттуда вдоль берега мимо мыса Рытый (сакральное у бурят место) до вулканов. Главное, в попутный ветер попасть и чтобы снега поменьше было.

Пообщался также с настоятелем местной церкви, отцом Василием Маховым – я писал о нем раньше (бывший боксер, кроссы бегает). Он тоже должен принять участие в освящении географического знака, как это в России принято.

Вечером узнаю про маршрутку до Иркутска (тел.: 89149427407) и покупаю интернет-билет на поезд. Друзья-художники потчуют меня то ухой, то жареным омулем, который сейчас здесь в огромном дефиците.

Пока ехал по Байкалу, местные жители тоже жаловались, что сети достают пустыми вот уже месяц. А кто-то утверждал, что омуля вообще ловить запретили. А теперь еще и обязали туалеты бетоном обшить, чтобы экскременты в озеро не попадали. И чем теперь рыба питаться будет?

Обратный путь до МРС оказался опять против нехилого ветра. И мне постоянно кажется, что я не успею на автобус, а следом сорвется встреча в головном офисе нацпарка и с руководителем Иркутского отделения РГО, пропадет также и мой билет на поезд. И вот в таком настроении три с половиной часа подряд я рву свои ноги, пытаясь выжимать хотя бы 15 км/час. Удается это с трудом, плюс трещины. А если опять вода у берега будет? Последние километры еду, в отчаянии выкрикивая матерные слова: ругаю себя за то, что вместо резервного часа не запланировал двух.

В МРС добираюсь за 25 минут до отправления автобуса. Но тот сначала уезжает на пристань, откуда возвращается только через полчаса. Так что резервный час у меня все же был. Велосипед легко помещается за задними спинками «Мерседеса», сумки я беру в салон. Пробую смотреть фильм с телефона, но усталость такая, что я попросту вытягиваюсь поперек салона и засыпаю на всю дорогу: загнался...

В Иркутске меня встречает Слава Боргеев (настоящий товарищ!). К большому начальству нацпарка мы не едем, потому что автобус пришел поздно – в пути его надолго тормознули гаишники, обнаружившие непристегнутых китайских пассажиров. Так что общаемся по телефону и договориваемся, что по возвращении в Красноярск я напишу подробное письмо с приложением обоснования вычислений местоположения географического центра озера.

Зато получается очень продуктивная встреча с Л. М. Корытным, бывшим замдиректора Иркутского института географии, а ныне председателем отделения РГО. Пьем чай, ужинаем (для меня, полуголодного, это всегда важно). Корытный оказался нашим земляком (он долгое время работал в экспедициях в Красноярском регионе) и патриотом края. Он также автор расчетов, по которым выходит, что Енисей, если прослеживать его не по названию, а по притокам (Селенга, Ангара и собственно Енисей) является второй по длине рекой Азии, уступающей только Янцзы (также с притоками).

Леонид Маркусович дает мне контакты алтайских географов, которые сотрудничают с Институтом географии в Урумчи. И я уже с ними списался, высказав просьбу проинформировать китайских коллег о наличии у них неподалеку двух континентальных Полюсов недоступности Евразии, на которых я побывал прошлым летом.

Поскольку Корытный является замредактора научного журнала «География и природные ресурсы», то я, конечно же, обсудил возможность публикации нашей статьи, в которой являюсь соавтором.

Не стыдно?

Естественно, что и на поезд я попадаю вовремя, и домой добрираюсь без проблем.

Кроме одной странности: впервые за все мои путешествия недовольство размещением велосипеда на третьей полке (к сожалению, в соседнем купе – так уж получилось) высказали не какие-то пугливые тетки, а тщедушный мужичок (между прочим, красноярец оказался) и спортивного вида молодой узбек. Но ругаться с ними я не стал, а просто сделал свое дело. И после укорил: «Не стыдно? Человек я ведь не молодой, международный путешественник, рекордсмен в необычных достижениях, зимой по льду езжу. А вы гундите…».

Выспался, а утром познакомился с Акимом, пожилым лезгином. И проболтал с ним полдня с целью изучения менталитета кавказских народов. Мне это пригодится осенью, когда поеду ленд-лизовским «Персидским коридором» через Иран и Кавказ. Но, как говорит Леонид Каневский, это будет уже совсем другая история…

(АП)




Рекомендуем посетить