◊ ◊ ◊Продам складское помещение площадью 3 000 кв.м. с участком 50 соток в Краснотуранске. Тел.: 8-950-406-42-76 ◊ ◊ ◊Сдам в аренду торговое помещение – 100м2. Тел.: 8-962-043-53-08 ◊ ◊ ◊Продам однокомнатную квартиру 600 тысяч рублей. Тел.: 8-902-551-74-05 ◊ ◊ ◊Продам двухкомнатную квартиру у/п. Тел.: 8-902-975-06-55 ◊ ◊ ◊Продам трехкомнатную благоустроенную квартиру на земле, ул. Устиновича, 10, квартира 2. Тел.: 8-952-749-95-05 ◊ ◊ ◊Продам дом 40 м3 750 тысяч рублей, трехкомнатную квартиру 950 тысяч рублей. Тел: 8-950-410-64-28 ◊ ◊ ◊Продам УАЗ "Карго", 2008г. (бортовой 2т.). Тел.: 8-913-539-23-44 ◊ ◊ ◊Продам ВАЗ 2115, 2008 года выпуска, возможен обмен. Тел.: 8-913-053-61-65 ◊ ◊ ◊Продам поросят. Тел.: 8-952-745-52-49 ◊ ◊ ◊Продам поросят 1,5 м. (белорусские + ландрас). Тел.: 8-902-910-27-97, 8-923-586-72-15 ◊ ◊ ◊Продам телегу, сани, сбрую. Тел.: 8-950-307-02-14 ◊ ◊ ◊Продам мясо кролика. Тел.: 8-952-745-48-21 ◊ ◊ ◊Куплю японский грузовик. Тел.: 8-902-925-41-71 ◊ ◊ ◊Куплю металлолом, холодильники, стиральные машины, телевизоры, аккумуляторы, цветные металлы; шкуры КРС, черемуху. Подъезжаем. Тел.: 8-950-418-48-22 ◊ ◊ ◊В связи с реорганизацией распродажа товара, скидки от 20 до 35% магазин «Калинка», ул. Юности, 32, в ◊ ◊ ◊Вывоз мусора, погрузка. Тел.: 8-908-010-75-46 ◊ ◊ ◊Вспашу фрезой – минитрактор; плугом «Белорус». Недорого, опыт. Тел.: 8-906-971-21-84, 8-952-746-36-84

Иконка YouTube

Иконка facebook

Иконка контакт

Иконка однаклассники

БОГАТЫЙ КРАЙ

Материал добавлен: 01.11.2017 в 16:10

Безымянный-1

26 октября 1582 года, в день памяти великомученика Димитрия Солунского, казачьи отряды Ермака Тимофеевича, отслужив молебен, торжественно вступили в покинутую татарами столицу Сибирского ханства Кашлык (Искер).  

Событие это произошло после разгрома 23-25 октября (5-8 ноября) Ермаком и его казаками у Чувашского мыса 15-тысячного войска хана Кучума, бежавшего после поражения в Ишимскую степь. Вот как описывает эти события Ремезовская летопись: «И тогда задумали все казаки завершающий удар, и была это битва с кучумлянами четвертой. (...) И тогда казаки по воле Божьей вышли из городка, едногласно восклицая: «С нами Бог! Подумайте, язычники, и покоритесь, потому что с нами Бог!» И 23 октября началось сражение, и произошла великая битва, дрались врукопашную, побеждая противников своих. (...) Когда стоял Кучум на Чувашской горе, то, видя большие потери среди своих, молилися со слезами сам и все неверные, приказав агунам и абызам своим взывать с мольбою к кумирам, но спали боги их, и оказался (Кучум) беспомощен и опозорен, тесним невидимою силой, и задумал бежать. А сражались три дня без сна неотступно. 24 октября князьки низовских остяков раньше всех из подданства и власти Кучума вышли и сразу бросились бежать без оглядки по своим местам, и стали жить, словно звери, в дремучих лесах, да спрячутся от русских людей. (...) 25 октября Кучум, в усталости и печали лежащий на постели своей ночью, видение от Бога получил: внезапно отверзлись небеса с четырех сторон света, движущиеся его уничтожить воины светлые, вооруженные, крылатые и грозные; и дойдя до улуса его, окружили всё войско его, говоря: «Нечестивый сын темного демона Бахмета, отступись от этой земли, ибо Господня земля и все живущие на ней христиане благословенны, ты же беги в места своего обитания поближе к пропасти окаянного демона Бахмета». И вскочив, Кучум затрепетал всем телом, и так сказал: «Бежим отсюда, очень страшное место, да не погибнем». И ангел Господень погонял их, ибо путь их темен и скользок».

А 26 октября, как писал Н.М. Карамзин, «Ермак, уже знаменитый для Истории, отпев молебен, торжественно вступил в Искер, или в город Сибирь, который стоял на высоком берегу Иртыша, укрепленный с одной стороны крутизною, глубоким оврагом, а с другой – тройным валом и рвом. Там победители нашли великое богатство, если верить летописцу: множество золота и серебра, азиатских парчей, драгоценных камней, мехов и все братски разделили между собою».

Заняв Кашлык, Ермак милостиво («лаской и приветом») отнесся к местному населению, пообещав защиту от Кучума и, возложив на них обязанность ежегодно платить ясак, привел местные народности в подданство русскому Царю.

В царствование Императора Александра III дата эта – 26 октября – была принята за отправную точку присоединения Сибири к Российскому государству. Но из-за разночтений в летописях годом взятия Кашлыка посчитали не 1582-й, а 1581 год, постановив отметить 300-летие присоединения сибирских земель в России в 1881 году, после чего  праздник стал ежегодным. Государь тогда обратился к сибирякам с Высочайшим посланием, в котором отметил выдающееся значение сибирского края для России и пожелал ему процветания. «Надеюсь, - сказал он, - что со временем, с Божьею милостью и помощью, обширный и богатый Сибирский край, составляющий уже три столетия нераздельную часть России, будет в состоянии нераздельно же с нею воспользоваться одинаковыми правительственными учреждениями, благами просвещения и усилением промышленной деятельности на общую пользу во славу дорогого нашего Отечества».

Столичные и региональные издания откликнулись на юбилей публикациями, в которых вспоминался подвиг Ермака и его дружины, а также рассуждениями о современном положении Сибири и необходимости его улучшения. В Санкт-Петербурге и Москве состоялись праздничные обеды.

«26 октября 1881 года, в зале гостиницы «Демут» состоялся Сибирский обед в ознаменование 300-летнего присоединения Сибири к России, считая памятный день  взятия Искера началом покорения обширной Восточной окраины, - отмечалось в специально выпущенном по этому случаю издании. - Праздновать этот день собралось более двухсот человек. Это были большею частью сибиряки, сибирячки и лица, посвящавшие свои труды Сибири. Среди них виднелись генералы, профессора, доктора, студенты, уроженцы Сибири, учащиеся девицы, курсистки и дамы, которым Сибирь была близка по воспоминаниям. (...) Из отличительных блюд были в меню сибирские пельмени (по обыкновению в супе), рябчики с салатом из северных ягод и мороженое из облепихи. (...) Первый тост был провозглашен председателем за здоровье Государя Императора».

Среди гостей был на том обеде и ротмистр лейб-гвардии атаманского полка Султан Тази-Булат Вали-Хан, который произнес следующие слова: «Один из чингизидов, находящийся среди вас в этот многознаменательный день, желает сказать свое слово о великом значении объединения, необходимого между киргизами и другими сибирскими инородцами с народностью русскою. (...) Хотя киргизы и называют коренных сибиряков: урус-казак, а себя просто – казак, но желательно было бы, чтобы эти особенности названий постепенно сглаживались, точно так же, как прежняя борьба между этими казачествами перешла ныне, с поля брани, в возвышенное соревнование – в области культуры и цивилизации». Завершая свое выступление, потомок Чингисхана призвал к скорейшему объединению «инородных элементов Сибири с элементом русским».

В этот день в Российской Империи проходили крестные ходы с молебнами в честь Ермака, его сподвижников-первопроходцев и основателей острогов. В европейских городах России собирались сибирские землячества, в крупных сибирских городах зародилась традиция губернаторских приемов и балов, а также банкетов для именитых сибиряков, также проводились собрания местной интеллигенции. Дню Сибири посвящались специальные выпуски местных газет и журналов. Также было принято чествовать сибирских купцов-меценатов, которые, в свою очередь, в этот день торжественно вносили крупные пожертвования на нужды приютов, больниц, нищих. А в «Сибирском народном календаре», вышедшем в 1913 году, день этот, наряду с днем памяти Святителя Иннокентия Иркутского, был отнесен к «выдающимся сибирским праздникам».

Кроме того, как отмечают сибирские краеведы, день этот, следовавший вскоре после празднования Покрова Пресвятой Богородицы, выпадал на дни, когда осенняя страда была уже позади, и начинался массовый забой скота, позволявший сибирякам устраивать «гулянки» с богато накрытыми столами. «Так, - отмечается в одной из публикаций, - День Сибири олицетворял собой праздник благодарения краю за все «излишества и удобства», за сытую благодатную жизнь. С этих праздничных отметин итогов хозяйственной деятельности начиналась череда ярмарок в крупных старожильческих селах, своеобразных «выставок достижений крестьянского хозяйства».

День Сибири отмечался ежегодно вплоть до 1919 года, когда традиция эта по  понятным причинам прервалась. Вспомнили о ней в 1990-х годах местные краеведы, которые стали знакомить сибиряков с традициями родной земли и предложили властям возродить общесибирский праздник. И сегодня «День Сибири» или «День благодарения Сибири» вновь отмечается в ряде сибирских городов на местном уровне.




Рекомендуем посетить